Круиз-контроль — что это такое и как работает в авто

Автомобили

Устройство системы круиз-контроль

С первыми проявлениями заинтересованности в подобном продукте создатели подобных систем начали активно продвигать и модернизировать уже имеющийся продукт. Новые поколения улучшили отклик системы на реакционные проявления водителя, повышалась стабильность круиз-контроля. Однако настоящим прорывом стало изобретение адаптивного типа круиз-контроля («ACC» – Adaptive Cruise Control).

Представляя из себя схожую по типу систему, адаптивный круиз-контроль имеет ряд преимуществ, которые позволяют вывести комфорт от поездки на предельно новый уровень. В конструкции системы имеется радарная установка (в некоторых версиях их несколько), которая учитывает расстояние до ближайшего объекта спереди и контролирует скоростной режим в зависимости от ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=vJIY_9AB8J4

Расположенный в радиаторной части маячок, активно взаимодействует не только с цифровым процессором, но и с тормозной системой. После исчезновения преграды впереди, транспортное средство в автоматическом режиме возвращается на первоначальный скоростной темп.

Принцип действия адаптивного круиз-контроля.

По мере развития идеи контроля скорости во время движения автомобиля, разработчики интеллектуальных систем предложили качественно новое устройство – адаптивный или активный круиз-контроль. Усовершенствованная система способна осуществлять слежение за скоростью впереди идущего автомобиля и удерживать на соответствующем уровне скорость движения вашего автомобиля с целью сохранения безопасной дистанции.

Например, вы следуете за определенным автомобилем, так называемым лидером. Чтобы не сбиться с пути, видеокамера вашего автомобиля находит уникальный номерной знак впереди идущего транспортного средства и следует за ним в любом направлении при условии, что ведущий автомобиль не поменяет полосу движения, а дорога не представляет собой крутоизогнутый серпантин в горах.

Такая технология «преследования» функционирует в диапазоне скорости 30 — 200 км/ч. С целью безопасности адаптивный круиз-контроль мгновенно отключается, если водитель снимает руки с рулевого колеса. Новейшие системы круиз-контроля способны также отслеживать корректность движения машины относительно дорожной разметки. Датчик мгновенно определяет, движетесь ли вы в пределах одной и той же полосы, или находитесь в поисках другого автомобиля-лидера.

Эта задача решается по-разному: в одних иномарках достаточно нажать на педаль тормоза, и автомобиль автоматически перейдет в режим ручного управления, в других машинах нужно нажать на специальный рычажок или кнопку. Кроме того, если в транспортном средстве установлена АКПП, то для отмены функции регулирования движения следует перевести рычаг в нейтраль.

 ВАЖНО! Если на загородной магистрали обледенел асфальт, идет сильный дождь или езда происходит в условиях плохой видимости, включать круиз-контроль весьма не рекомендуется! 

Схематически устройство контроля скорости движения ТС можно представить в виде трёх основных компонентов:

  • датчика расстояния;
  • исполнительного механизма;
  • электронного управляющего блока.

Функция датчика расстояния заключается в измерении текущей скорости движения машины, а также для вычисления расстояния до ближайшего транспортного средства, едущего впереди по курсу. В качестве таких приборов используются лидары или радары. Принцип действия лидара – излучение в инфракрасном диапазоне, когда лазерный луч направляется на исследуемый объект и отражается от него.

Изменение характеристик отраженного сигнала позволяет вычислить расстояние до объекта (по времени прохождения луча) и его скорость (по смещению частоты отражённого луча). Эти значения преобразуются в аналоговый электрический сигнал, который в режиме реального времени передаётся в управляющий блок. Недостатком лидаров является их неважная погодоустойчивость, поэтому, несмотря на более низкую стоимость, не получили широкого распространения.

Радары вместо лазерного луча используют излучение в электромагнитном спектре, во всём остальном принцип измерения скорости и расстояния до впереди едущего автомобиля такой же. Единственное отличие – радарам не страшны оптические атмосферные явления в виде осадков или тумана, то есть они являются всепогодными.

Обычно ДР монтируют спереди автомобиля – на бампере или где-нибудь в районе радиаторной решётки. Дальность действия прибора не превышает 130-150 метров. В адаптивных системах круиз-контроля последнего поколения применяются датчики расстояния, способные излучать в коротком/длинном диапазонах волн. ДР короткого диапазона умеет равномерно уменьшать скорость движения машины до полной её остановки, ДР длинного волнового диапазона позволяет снижать скорость до 30 км/час.

Благодаря этим новшествам появилась возможность придерживаться практически любого скоростного режима, включая поездки на небольших скоростях, характерные для езды по городу. Устройством, анализирующим полученные от датчиков скорости данные, является ЭБУ, который способен обрабатывать следующую информацию:

  • текущую скорость движения автомобиля;
  • скорость и расстояние до впереди едущего автотранспорта;
  • боковое ускорение;
  • угол, на который поворачивается руль;
  • радиус кривизны при входе в поворот.

Все эти параметры участвуют в расчётах, основанных на сравнении фактических данных с расчётными. В случае возникновения расхождений вырабатываются соответствующие команды, воздействующие на управляющие устройства. Именно так происходит корректировка скорости движения в зависимости от выбранного режима.

Для чего предназначен круиз-контроль в автомобиле

К основным опциям круиз-контроля относится экономия горючего. Обычно она устанавливается только на премиальные машины Во время движения водитель то увеличивает скорость, то замедляет ее, ориентируясь на показания спидометра. В результате это приводит к тому, что расход горючего будет неравномерный.

Согласно статистике, при движении по трассе с включенной системой круиз-контроля расход топлива в среднем снижается на 4-12%.

Езда по дороге при постоянном скоростном режиме положительно отражается на изнашивании деталей и компонентов, а также применении расходных жидкостей. В соответствии с подсчетами специалистов, финансовые затраты на обслуживание могут быть снижены на 2%. Современные системы контроля скорости выполняют множество дополнительных функций. Они позволяют сканировать свободное пространство перед машиной и сообщают водителю о препятствиях на пути.

Нижний скоростной предел для функционирования круиз-контроля составляет около 30-50 км/ч. Верхний скоростной предел зависит от производителя авто, но обычно он 200-220 км/ч. Если скорость передвижения невысокая, к примеру, в условиях пробок, то водитель будет просто управлять рулевым колесом. Система автоматически увеличивает или снижает скорость езды, регулируя положение педалей тормоза и газа.

Работа системы позволяет обеспечить более удобное управление машиной, но круиз-контроль имеет не только плюсы, но и минусы.

Преимущества

Плюсы использования круиз-контроля:

  1. У водителя есть возможность отдохнуть во время движения. Полезно для тех, кто часто передвигается на авто на большие расстояния.
  2. Установка круиз-контроля возможна на любые типы авто, трансмиссия не играет роли. Готовые системы могут быть рассчитаны на функционирование с любым типом силового агрегата.
  3. При желании потребитель может установить круиз-контроль самостоятельно.
  4. Если скорость движения стабильная, расход топлива будет меньше.
  5. Сама по себе система является эффективным вариантом обеспечения пассивной безопасности. Адаптивные варианты круиз-контроля позволяют держать нужную дистанцию между машинами, чтобы не допустить возможного столкновения.

Недостатки

Основные минусы системы:

  1. При неисправности система может функционировать некорректно. Если вышел из строя один из контроллеров или засорился датчик расстояния, ЭБУ расценит это как езду на небезопасной дистанции. Скорость движения может резко снизиться, в некоторых случаях машины останавливаются прямо на дороге. Резкая остановка может привести к ДТП.
  2. При постоянном использовании круиз-контроля водитель становится менее бдительным. Это может отразиться на безопасности автовладельца и пассажиров.

Канал Carster рассказал о принципе действия и недостатках круиз-контроля.

Читая описание новых авто, вы наверняка сталкивались в перечне опций с термином «круиз-контроль». До недавних пор этой функцией оснащались преимущественно топовые модели, но сегодня круиз-контроль – нередкий гость даже бюджетных авто. Его основное предназначение – поддержание крейсерской скорости ТС на заданном уровне.

Еще по теме  Почему перегревается двигатель: последствия, что делать

Как правило, подобная функция используется при движении по автомагистрали во время длительных по времени и расстоянию поездок, позволяя водителю расслабиться и не нажимать на педаль акселератора. Другими словами, установка круиз-контроля на машине означает, что часть функций по управлению транспортным средством перекладывается на электронику, связанную с исполнительным устройством. Если предполагается рваный, неравномерный режим езды, типичный для городских условий, использование подобной функции нерационально.

Схема функционирования круиз-контроля достаточно проста: после выезда на трассу и перехода в скоростной режим езды водитель включает данную функцию с указанием предпочтительной скорости движения, и система, вне зависимости от типа и состояния дорожного полотна, будет поддерживать эту скорость без участия водителя.

Интересно, что изобретателем подобной системы оказался слепой американский инженер. Первое подобное устройство Ральф Титор разработал в далёком 1935 году, однако оно было несовершенным, и ему пришлось потратить ещё несколько лет, чтобы новинка оказалась более-менее пригодной для установки на серийный автомобиль.

Но грянула война, и все планы пришлось отложить до лучших времён. Поэтому запатентовать устройство Титор смог только спустя 10 лет, а ещё 13 ушло на попытки внедрения изобретения в производство. И в 1958 году серийный Chrysler Imperial уже мог похвастаться наличием функции контроля скорости движения.

История появления идеи занимательна сама по себе. Родившись в 1890 году в захолустном городке, затерянном на западной оконечности тата Алабама, Ральф в пятилетнем возрасте в результате несчастного случая полностью ослеп. Это не сломило его жажду к знаниям – будучи любопытным юношей, он окончил школу с отличием.

А затем, несмотря на отсутствие в ту пору специальных обучающих программ для незрячих, успешно закончил и университет, а спустя некоторое время заслуженно завоевав звание одного из лучших современных инженеров. Первое признание ему принесло решение считавшейся невыполнимой технической задачи по балансировке пароходных турбин, работающих на пару.

И вот в начале 30-х он совершал длительную поездку на автомобиле, которым управлял его адвокат. В пути они много разговаривали, и во время этих разговоров водитель, не имея достаточных навыков управления машиной, невольно сбавлял скорость. Это раздражало изобретателя, обладающего, как и большинство слепых, особой чувствительностью. Вот тогда и родилась у него идея создания автомобильного «автопилота», благо в авиации подобные устройства в то время уже существовали.

Впрочем, востребованным круиз-контроль стал не сразу, да и то благодаря случившемуся в 70-х обвальному росту цен на горючее. Для американцев, привыкших путешествовать на приличные расстояния, возможность сэкономить бензин во время топливного кризиса оказалась весьма кстати. Ну, а позже новшество дошло и до Старого Света, и до азиатских автопроизводителей.

Нелишним будет напомнить, что и сегодня доля расходов на горючее остаётся достаточно высокой, и это один из ответов на вопрос, зачем в машине нужен круиз-контроль. Вдобавок к таким аргументам, как снижение усталости водителя в дальней дороге. Так что если вы тоже любитель дальних поездок, то эта функция определённо окажет вам хорошую службу.

Что такое круиз-контроль в автомобиле и как им пользоваться

К сожалению, отечественный автопром на протяжении длительного времени игнорировал это новшество, и только относительно недавно системой круиз-контроля начали оснащать люксовые комплектации. Хотя при наличии желания и финансовых возможностей установить систему можно и самостоятельно. Согласно статистике, эта операция выполняется не так уж редко, причём независимо от типа трансмиссии и силового агрегата.

Как работает активный круиз-контроль

Принципы работы понятны, теперь остается разобраться с последним вопросом «как работает круиз-контроль на механике?». Отличительной ошибкой многих водителей является полная уверенность даже в тех вопросах, в которых они некомпетентны. Статистическими данными подтверждено, что многие водители считают невозможным работу круиз-контроля на авто с МКПП. Однако, это вовсе не так.

Для того, чтобы понять, как работает круиз на механике необходимо провести предварительный анализ. Естественно, в штатном режиме работы автомобиля эта система не предусмотрена. Почти все примеры, встречающиеся на дороге – это продукт ручной установки этой системы. Принцип работы круиз-контроля на механике подразумевает установку кронштейна и троса к педали акселератора, благодаря чему осуществляется управление скоростным режимом машины. Работает круиз-контроль на механике благодаря размещению кнопки управления системой рядом с дефлектором (снизу).

В целом, работа круиз-контроля на механической коробке передач ничем не отличается от подобной у автомобилей на АКПП. Однако, она имеет несколько важных нюансов. Первый из них, это снижение скорости до отметки в 40 км/ч при резком снижение скорости в автономном режиме (трудный подъем на возвышенность). Второй стороной медали является, невозможность осуществить переход на передачу ниже в автоматическом режиме, в случае въезда на подъем.

Подключение круиз-контроля осуществляется с помощью нехитрого метода присоединения кронштейна и доп.троса.

Описанная выше опция контроля называется пассивной, так как она просто поддерживает заданную водителем скорость. Между тем мировые автогранды сейчас предлагают автомобили, в которых установлена активная система. Ее также называют адаптивной. Активный круиз-контроль – что это? Пример того, как электроника помогает предотвращать столкновение с впереди идущим транспортом.

Система, оснащенная радарами или лазерами, постоянно отслеживает скорость лидера до тех пор, пока тот не сменит полосу движения, и поддерживает равную с ним скорость и безопасное расстояние. А когда впереди идущий автомобиль начинает замедляться, адаптивный круиз сигнализирует об этом водителю, и у того остается больше времени для нажатия на педаль тормоза или поворота в сторону. Кроме того, существуют модели устройств, способные самостоятельно остановить машину.

Как пользоваться круиз-контролем усовершенствованного типа – тема отдельная. Однако по сравнению с пассивной системой он явно выигрывает уже хотя бы потому, что может выполнять свою работу в широком скоростном диапазоне, 30-200 км/ч. Более того, он делает процесс вождения еще безопаснее и удобнее. Однако нужно знать, что при использовании в аппаратной части более дешевых лазеров система при плохой погоде способна не замечать как грязных машин, так и препятствий.

 Что касается радаров, то они очень дорогие, и по этой причине устанавливаются на такие же недешевые автомобили спортивного и представительского классов. Но при всем этом даже самые продуманные устройства способны ошибаться, поэтому внимание водителя к дороге никто не отменял.

Принцип действия системы на механике и на автомате идентичен, но есть определенные нюансы. При простейшем устройстве конструкция включает в себя сервопривод, подключенный к механизму регулировки дросселя. Этот элемент отвечает за поступление газа в инжекторную либо карбюраторную установку. Сам сервопривод представляет собой устройство с минусовой обратной связью, использующееся для управления механическим узлом.

Если машина передвигается при постоянном скоростном режиме, педаль газа располагается под определенным фиксированным углом. При активации системы круиз-контроля микропроцессорный модуль запоминает положение педали, что позволяет зафиксировать конкретную скорость. Во время езды скорость транспортного средства может снизиться, в частности, при движении на подъеме.

Схема принципа действия

При движении на спуске скорость езды транспортного средства будет расти. Тогда микропроцессорное устройство подает импульс на сервоприводный узел о необходимости изменения положения угла педали газа, подача горючего падает. Такие действия происходят до появления механического упора на холостых оборотах. Это способствует торможению автомобиля двигателем.

Программа, установленная в модуле, позволяет сравнить полученную информацию с той, которая была задана водителем. В соответствии с обработанными данными определяется алгоритм управления автомобилем. Импульсы будут подаваться на бортовой компьютер, который позволит изменить скоростной режим либо остановить авто.

Еще по теме  Поездка на авто при плохих погодных условиях зимой

Если система установлена на машине с «механикой», то возможен упор сектора в ограничительный элемент. Тогда пользователю машины следует самостоятельно перевести рычаг управления КПП на пониженную скорость. В автомобилях с механической трансмиссией водителям надо самостоятельно жать на тормоз, если в этом есть необходимость.

В случае с АКПП водителю не нужно переключать передачи, все будет происходить автоматически. При достижении скоростного режима до определенного уровня, заданного водителем, сервоприводное устройство прекращает движение. Сектор положения угла педали газа остается зафиксированным. Если транспортное средство оборудовано системой адаптивного круиз контроля, то процедура торможения машины выполняется в автоматическом режиме.

Peter Miller представил отзыв потребителя об управлении круиз-контролем на автомобиле с МКПП.

Что такое круиз-контроль

Система управления круиз-контролем обычно расположена на рулевом колесе, либо под ним в виде отдельного лепестка с кнопками, включающими:

  • On (включает круиз-контроль);
  • Off (выключает круиз-контроль);
  • SetAccel (устанавливает скорость движения/увеличивает скорость на 2-5 км/ч при каждом нажатии в случае необходимости ускорения);
  • Resume (возврат к движению с заданной скоростью после временного отключения круиз-контроля),
  • Coast (снижение скорости).

По правилам безопасности круиз-контроль мгновенно отключается после того, как вы нажали педаль тормоза, а если скорость движения составляет менее 40 км/ч круиз-контроль просто не включится.

В сердце круиз-контроля спрятан настоящий компьютер, объединённый в единую систему с дросселем и специальными датчиками. Качество работы круиз-контроля определяется по тому, как быстро увеличивается скорость при нажатии соответствующей кнопки, а также по возможности поддержания постоянной скорости на склонах и подъемах во время движения автомобиля.

Система контроля скорости работает по-разному в зависимости от типа. На автомобиле может использоваться один из видов круиз-контроля — адаптивный либо пассивный.

Системы круиз-контроля не предназначены для использования в пробках или других сложных условиях, это небезопасно.

Алгоритм использования системы в целом состоит в следующем:

  1. Водитель разгоняется на автомобиле до определенного момента. Надо определиться со скоростью езды. Многие системы позволяют выполнить активацию минимум при 40 км/час.
  2. Производится активация работы устройства. Для этого используется специальная кнопка, расположенная на руле либо центральной консоли. Обычно на клавише имеется индикатор в виде тахометра либо стрелочки. После активации на контрольном щитке появится соответствующий значок.
  3. Чтобы ввести работу системы контроля скорости в действие, кликается клавиша Set. Для активации может использоваться специальный рычаг.
  4. Производится активация работы системы. Символ на контрольном щитке должен изменить свой цвет с белого на зеленый.
  5. Если система позволяет произвести регулировки скоростного режима, для этого применяются специальные клавиши. Обычно на них нанесены символы « » и «-».
Элементы управления системой на руле

Недостатки

Для проверки работы системы делается следующее:

  1. Производится диагностика предохранительного устройства. Если элемент вышел из строя, он подлежит замене. Предохранитель располагается в общем монтажном блоке либо в моторном отсеке. Если он находится под капотом, то на компоненте должна быть надпись Fuse Box.
  2. Выполняется проверка вакуумного устройства. На запущенном моторе на него должен поступать вакуум. Подача вакуума осуществляется посредством специального тонкого патрубка.
  3. Производится диагностика герметичности патрубка, который идет от вакуумного устройства к педали тормоза. Эта трубка необходима для деактивации системы при выжатом тормозе. Диагностика выполняется посредством отключения шланга и выкачки воздуха из системы. Если диафрагменный элемент не держит, это свидетельствует об уходе вакуума.
  4. Для проверки следует выполнить диагностику целостности проводки. Речь идет об электролиниях, которые идут к клавишам управления либо рычагу. Для проверки выполняется прозвонка цепи. Можно оценить визуально, целые ли провода.
  5. Производится диагностика контактных элементов системы управления. Окисление контактов приведет к потере сигналов. Рекомендуется выполнить очистку и смазать элементы.
  6. Производится проверка концевого выключательного устройства на электроцепи, подведенной к тормозу.
  7. Выполняется диагностика правильности работы и исправности вакуумного насосного устройства.

На практике причины поломки системы обычно обусловлены повреждением изоляционного слоя на кабелях либо утечкой вакуума из системы. Некоторые модели авто позволяют выполнить самодиагностику функционирования устройства.

Процедура самодиагностики на примере внедорожника Honda:

  1. Выполняется включение системы зажигания.
  2. Активируется работа круиз-контроля, для этого кликается кнопка On.
  3. Если световой индикатор после нажатия на контрольном щитке загорелся, диагностика продолжается.
  4. Кликается кнопка Resume Accel на руле автомобиля. Ее надо зажать на три секунды.
  5. При отсутствии неисправностей световой индикатор активируется на три секунды, а затем на две секунды погаснет. Если поломки имеются, то лампочка выдаст коды неисправностей посредством мигания.
  6. Для деактивации самодиагностического режима надо начать движение и разогнаться до 16 км/ч. Допускается отключение системы посредством клика по клавише Off.

Ильдар Live подробно показал процедуру самостоятельного монтажа системы круиз-контроля.

Круиз-контроль - что это такое и как работает в авто

Круиз-контроль (Passive Cruise Control «PCC») – это система, позволяющая поддерживать заданную скорость в автоматическом режиме, без вмешательства водителя в процесс. Подобный принцип управление подразумевает облегчение участия водителя в частичной утрате контроля над вождением. В длительных поездках эта функция позволяет отвлечься от процесса езды, до определенного момента.

Чтобы разобрать принцип работы круиз контроля вообще, необходимо понять, как работает круиз на автомате (АКПП). Всего существует несколько вариантов систем управления этой функцией. Например, некоторые автомобили оснащены специальной кнопкой, расположенной на руле, после активации которой автомобиль ускоряется ровно на 1 км/час.

Ручка контроля управления системой круиз-контроля в автомобиле.

Мы разобрались как работает круиз-контроль на механике, но так уж он необходим для автомобилей с подобным видом переключения передач? Прежде всего, перед принятием решения по переоборудованию своего авто такой системой нужно учитывать характер вашего вождения. Для густонаселенных пунктов нет особого смысла по установке круиз-контроля (даже адаптивного типа).

Достаточно просто одного нажатия кнопки, и автомобиль автоматически будет поддерживать заданный скоростной темп. Нога и осанка водителя в это время не будет перенапрягаться от механического воздействия на педаль газа, и он сможет сконцентрироваться на преодолеваемом участке дороги. Кроме того, автомобиль даже после совершения необходимых маневров (обгона или объезда), автоматически вернется к своему заданному скоростному режиму.

Ко всему прочему, следует ответственно подходить к решению установки такого продукта, не являющимся штатным оборудованием. Для владельцев механических коробок передач вариант с «попробовать и посмотреть на результат» может быть невыгоден с точки зрения экономии средств. Кроме того, сам процесс установки займет немало хлопот, потому как монтаж круиз-контроля является кропотливой работой требующей определенного уровня знаний в строении конструкции автомобиля.

Алгоритм работы КК следующий:

  • если водитель придерживается выбранной скорости движения, педаль акселератора длительное время находится в неизменном положении. Если в этот момент активировать круиз-контроль, положение дроссельной заслонки, соответствующее нажатию педали газа, будет взято за основу микропроцессорным модулем;
  • если машина едет в гору, при неизменном положении педали скорость начнёт падать. ЭБУ учитывает этот момент, приводя в действие исполнительные механизмы, изменяющие положение дроссельной заслонки, тем самым увеличивая скорость движения авто;
  • при движении во время спуска всё происходит с точностью до наоборот: компенсируя увеличение скорости, сервопривод соответствующим образом изменяет положение ДЗ, то есть происходит торможение двигателем без использования педали тормоза;
  • для отключения режима использования КК достаточно однократно нажать на педаль тормоза – это будет сигналом, что водитель взял управление автомобилем на себя.

Техническая реализация данного функционала зависит от типа трансмиссии, установленной на автомобиль.

Что-такое-круиз-контроль_3.jpg

Особенность движения машины с МКПП заключается в том, что для каждой передачи имеется свой скоростной режим. И если торможение или ускорение не связано с переключением на повышенную/пониженную передачу, никаких действий предпринимать не нужно. Но если преодолеваемый склон имеет достаточно большой градиент и протяжённость, потребуется ручное переключение передач.

Еще по теме  Что такое лифт подвески и кузова автомобиля - как делается поднятие джипа

В частности, при движении вверх по крутому склону увеличение подачи топлива не поможет преодолеть подъём, поскольку на высокой передаче крутящего момента в какой-то момент окажется недостаточно. Поэтому придётся вручную переходить на пониженную передачу. При спуске ситуация аналогична – уменьшение подачи горючего не способно затормозить автомобиль настолько, чтобы сохранить скорость его движения неизменной без переключения на пониженную передачу. Так что круиз-контроль на механике назвать полностью автоматизированной системой нельзя.

Совсем другое дело – автоматическая трансмиссия, которая при снижении/увеличении скорости самостоятельно изменяет передаточное число. Другими словами, принцип работы круиз-контроля на авто с АКПП не требует вмешательства водителя при преодолении крутых склонов – корректировка скорости выполняется автоматически с учётом необходимого крутящего момента.

Как видим, принцип работы КК не так уж сложен, но многие водители без опыта общения с этим устройством интересуются, насколько легко управлять круиз-контролем в реальных условиях. Их любопытство понятно: хотя качество российских дорог оставляет желать лучшего, количество автострад с дорожным покрытием хорошего качества неуклонно растёт.

Впрочем, как и поток автомобилей на них. И возможность не держать постоянно одну ногу на педали уже не воспринимается как блажь. Для тех, кто только планирует пересесть за автомобиль, оснащённый этой опцией, мы и расскажем правила и особенности пользования круиз-контролем. Если КК установлен в заводских условиях, кнопку включения круиз-контроля, как и другие элементы управления, следует искать непосредственно на руле, хотя иногда их располагают на подрулевых лепестках.

Разновидности КК

Классификация систем круиз-контроля включает две большие группы устройств: пассивные и адаптивные. Первые исторически считаются классикой систем управления скоростью движения ТС. Они используются более полстолетия, пригодны для машин с обоими типами трансмиссий, достаточно надёжны и относительно дёшевы.

Характеризуясь простотой конструкции, пассивный КК имеет и минимальный функционал, отвечая исключительно за соблюдение заданной скорости. Это в принципе всё, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос, что такое пассивный круиз-контроль. Технически всё это реализуется посредством датчиков скорости и блока управления, управляющего сервоприводами ДЗ.

Принцип работы устройства также достаточно прост. Прежде всего нужно уяснить, что использование данного режима имеет смысл только при движении по загородной автотрассе с идеальным покрытием. Наличие большого количества ям, трещин, наплывов и других дефектов дорожного покрытия, а также езда по грунтовым дорогам и в городе являются явным противопоказанием к использованию круиз-контроля.

Если же условия позволяют, необходимо разогнаться до той скорости, которая, по мнению водителя, должна быть крейсерской. Включать КК необходимо именно в этот момент. После задействования режима КК за дело берутся датчики и микропроцессор. Датчики отслеживают скорость движения ТС, а также текущее положение ДЗ, передавая эти данные в режиме реального времени в ЭБУ.

При езде по ровной дороге этого достаточно для поддержания требуемой скорости, но как только дорожная обстановка изменится (а для этого достаточно незаметного для глаза, но продолжительного подъема или спуска), изменится и скорость движения. В этом случае блок управления попытается скорректировать возникшее расхождение, управляя работой сервопривода дроссельной заслонки.

Как включить круиз-контроль

  • разгон авто до крейсерской скорости, на которой он и будет двигаться по трассе в автоматическом режиме. Большинство моделей круиз-контроля позволяют включить КК, начиная с 40 км/час;
  • включение устройства осуществляется либо переведением переключателя в положение «ON», либо нажатием кнопки, на которой изображена пиктограмма тахометра, дополненная стрелкой;
  • в результате на приборной панели загорится лампочка, информирующая о включении системы. Она также выполнена в виде пиктограммы тахометра со стрелкой. Преобладающий цвет сигнальной лампочки – белый или жёлтый. Особо отметим, что именно эти цвета свидетельствуют лишь о том, что КК уже включён, но переход к автоматическому поддержанию заданной скорости ещё не состоялся. При самостоятельной установке устройства сигнальная лампочка загораться не будет по вполне понятным причинам;
  • активизация режима происходит посредством нажатия кнопки «SET» («установка»). Хотя такое название кнопки считается стандартным, на некоторых моделях оно может быть другим, хотя предназначение от этого не меняется;
  • о том, что устройство активировано и работает, свидетельствует изменение цвета лампочки на зелёный;
  • настройка круиз-контроля также осуществляется посредством соответствующих кнопок: увеличить/уменьшить скорость движения можно клавишами « » и «-», при этом значение скорости будет изменяться с шагом 1-2 км/час;
  • стандартный способ выключения круиз-контроля заключается в нажатии кнопки «OFF», им пользуются, когда, например, въезжают в город или при совершении манёвров. Экстреннее выключение КК осуществляется нажатием на педаль тормоза, при этом полное управление транспортным средством мгновенно переходит к водителю. При нажатии кнопки КК выключается полностью и индикатор гаснет, при использовании педали тормоза лампочка будет светиться белым/жёлтым цветом, то есть водитель может в любой момент продолжить пользоваться устройством. На автомобилях с адаптивным круиз-контролем можно использовать альтернативный способ отключения устройства – нажав педаль акселератора.

Отметим, что программное обеспечение, управляющее работой КК, предусматривает самостоятельное отключение данной функции при возникновении следующих ситуаций:

  • если машина начинает двигаться с ускорением, превышающим значение 5.54 км/час;
  • если перевести рычаг автоматической коробки в нейтральное положение.

Перевод водителем рычага механической коробки в нейтральное положение не отключит КК: машина начнёт снижать скорость, однако рёв мотора продолжится, как будто педаль газа остаётся нажатой. Как видим, ничего сложного в управлении системой нет. Более того, возможность применения системы круиз-контроля предоставляет немало преимуществ:

  • водитель получает возможность отдохнуть. Причём это касается только ног – голова и руки должны работать по-прежнему;
  • если автомобиль достаточно часто ездит по автостраде, включённая функция КК позволит экономить до 5-8% топлива за счёт отсутствия изменения положения ДЗ;
  • адаптивное устройство, кроме поддержания скорости на заданном значении, позволяет контролировать и безопасную дистанцию до движущихся впереди транспортных средств;
  • установить круиз-контроль на свою машину можно самостоятельно, или воспользовавшись услугами автосервиса.

Отметим, что недостатки у устройства также имеются. Прежде всего, стоит отметить, что неисправность любого датчика вызовет неработоспособность всей системы, а у адаптивного КК таких датчиков немало. Второй момент чисто психологический – частое использование данной функции может привести к ослаблению концентрации и внимания водителей, чего допускать нельзя – дорожная обстановка может измениться за считанные секунды.

Оцените статью
Авторейтинг
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.