Почему перегревается двигатель: последствия, что делать

Автомобили

Симптомы перегрева двигателя

Самый очевидный признак неисправности — стрелка указателя температуры, приближающаяся к опасной красной зоне. Кроме этого сигнала, существуют прочие признаки перегрева ДВС:

  1. Мощность автомобиля резко снижается.
  2. Нагревается стрелка салона под ногами шофера.
  3. Изменяется режим работы вентилятора — его лопасти начинают крутиться интенсивнее.

Симптомом серьезного перегрева является «закипание» двигателя. Обнаружив пар, необходимо срочно снизить скорость, по возможности переключится на нейтралку и ехать к месту, где разрешена остановка. Так можно предотвратить разрушение вкладышей и минимизировать прочие последствия.

Далее, убедившись в отсутствии металлического гула или ударов, нужно дать двигателю поработать в холостую некоторое время. Только после этого можно залить в бачок воду или антифриз, остудить мотор и разбираться в причинах перегрева.

Если мотор перегрелся сильно и налицо признаки повреждения вкладышей, а именно — металлический стук, то машину придется вести в автосервис на эвакуаторе.

Обратите внимание! В целях безопасности не следует сразу после остановки пытаться остудить мотор. Горячий пар из-под открытого капота может нанести вам серьезные ожоги.

Перегрев двигателя: причины

Давайте рассмотрим причины перегрева двигателя автомобиля:

  • низкий уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;
  • заклинивание термостата или несоответствие его параметров необходимым;
  • отказ работы электровентилятора охлаждения радиатора;
  • пришел в негодность ремень привода вентилятора либо произошел его разрыв;
  • соты радиатора забиты мошками, пылью, травой, грязью, пухом;
  • после окончания зимы при переходе на весну средства утепления радиатора или двигателя не были убраны вовремя;
  • микротрещина в блоке цилиндров или в головке блока цилиндров;
  • дефект или разрыв ремня привода водяного насоса охлаждающей жидкости;
  • дефект крыльчатки водяного насоса охлаждающей жидкости (помпы);
  • неисправен датчик включения электровентилятора;
  • разрыв шлангов или патрубков системы охлаждения;
  • дефект основного радиатора охлаждения: лопнула или механически повреждена одна из банок радиатора либо повреждены соты.

После того, как определено, почему перегревается двигатель, необходимо провести ремонтные работы для устранения неисправности.

При низком уровне охлаждающей жидкости необходимо долить в систему ту же самую жидкость либо взаимозаменяемую. В некоторых случаях туда доливают воду.

Если проблема заключается в термостате, то следует обратиться в автосервис, то нужно поменять термостат на новый либо на тот, который имеет соответствующие параметры.

При отказе электровентилятора необходимо для начала обратить внимание на целостность предохранителя, находящегося в блоке предохранителей в подкапотном пространстве или под бардачком. В случае обнаружения перегоревшего предохранителя следует его поменять на новый, но не превышающий значение по амперам. В других проблемных случаях с электровентилятором следует обратиться в квалифицированному электрику.

При проблеме с ремнем привода вентилятора его необходимо натянуть либо заменить. То же касается и неисправностей с ремнем помпы. Если же проблема заключается в поломке крыльчатки помпы, то насос нужно заменить.

Если соты радиатора загрязнены мошками и прочими инородными частицами, то необходимо обратиться на автомойку. Там соты радиатора промываются сильным напором воды.

При выявлении микротрещины в цилиндрах или ГБЦ нужно произвести соответствующий ремонт либо заменить ту или иную поврежденную деталь. Обычно для исправления ситуации используется аргонная сварка, но не всегда получается добраться до места, где находится трещина.

При поломке датчика необходимо заменить его на новый. Поврежденные шланги и патрубки также меняются на целые.

Если речь идет о повреждениях в основном радиаторе, то производится ремонт либо замена. Для устранения повреждений в металлических деталях используется аргонная сварка, в пластиковых — клей. Если детали изготовлены из углеродного волокна, то здесь поможет только замена, ремонт их не производится.

Некоторые автовладельцы задаются вопросом, насколько опасен перегрев двигателя. Эту проблему нельзя оставлять без внимания, ведь любая вышеперечисленная неисправность может привести к поломке ДВС. В процессе эксплуатации его может заклинить, что приведет к капитальному ремонту. Также последствия перегрева двигателя автомобиля могут быть таковы, что владельцу придется раскошелиться на дорогой ремонт, в то время, как при устранении изначальной причины затраты будут пока еще небольшими.

Сильно греется двигатель. С этой проблемой сталкиваются или столкнутся абсолютно все автовладельцы. О ней можно забыть в зимний период, но вы обязательно о ней вспомните, стоит только температуре окружающей среды подойти к 30-35°С. А это случается практически в любом регионе, хотя бы на несколько недель, каким бы «северным» он ни считался.

Почему перегревается двигатель: последствия, что делать

Но сначала нужно разобраться, почему греется силовой агрегат вашего авто. Причины этого могут быть самые разные. Например, вероятной причиной является выход из строя (или сильный износ) рабочих лопастей вращающейся крыльчатки водяного насоса. Ваша помпа не может создать постоянное движение охлаждающей жидкости в системе.

Наблюдается перегрев двигателя при любом отклонении температурных режимов ДВС. В свою очередь, экстремально высокие температуры в цилиндрах возникают, как от внутренних причин (снижение теплопроводности из-за образования пленок, налетов), так и от внешних (система охлаждения). Первые выявить очень сложно, вторые определяются по косвенным признакам, но только опытным автовладельцем либо сотрудником СТО.

Внутренние

Если произошел внутренний перегрев двигателя причины обнаружить его может исключительно специалист СТО. Сюда относятся три неисправности:

  • некоторые присадки к моторному маслу провоцируют создание металлокерамического слоя на поверхности цилиндров, это вещество плохо отводит тепло, температура достигает критических отметок, в кипящем масле плавятся поршни;
  • из охлаждающих жидкостей могут выделяться минеральные соли, откладывающиеся на стенках системы, снижающие теплопроводность, могут сделать мотор неисправным;
  • при солидном износе цилиндров повышается расход масла, в камере сгорания образуется нагар, свидетельствует о перегревшемся моторе сизый дым, который автолюбители замечают, далеко не сразу.

В последнем случае поможет один из методов мягкой или жесткой раскоксовки ДВС.

Внешние

Возможен перегрев двигателя от нескольких внешних причин, не связанных напрямую с работой ДВС:

  • выпускной клапан – нарушение режимов работы;
  • впрыск/зажигание – сбой заводской регулировки приводит к резкому повышению температуры продуктов сгорания, возможно закипание охладителя;
  • детонация в камере сгорания – при продолжительной работе автомобиля в подобном режиме детали изнашиваются быстрее;
  • повышенные нагрузки – например, затяжной подъем в гору с прицепом или буксировка другого авто;
  • проблемы воздушного охлаждения – отказ термодатчика или вентилятора с электроприводом, грязь на наружных стенках радиатора, снижающая эффективность теплоотведения;
  • термостат – со временем внутри системы охлаждения возникает налет, сужается сечение каналов, происходят сбои работы подвижного элемента;
  • антифриз – гидроудар или функциональный сбой коленвала при внутренней утечке антифриза/тосола в картер, страдают шланги, уплотнения и прокладки, разжижается масло.

Внешние неполадки легко заметить (загорается лампа, снижается уровень ОЖ в бачке, исчезает звук работающего вентилятора). Своевременный ремонт соответствующего узла авто позволит избежать серьезных неприятностей.

Почему перегревается двигатель: последствия, что делать

Кроме бензиновых моторов на легковые авто устанавливаются дизели. Основными преимуществами являются высокий КПД, меньший расход топлива, габариты и увеличенная степень сжатия. Однако с точки зрения перегрева дизель менее надежен:

  • при низком качестве топлива и засорении фильтров машина может «порадовать» владельца закипевшим двигателем;
  • перегреваются форсунки и поршневая группа;
  • при износе поршневой резко падает мощность, увеличивается закоксованность.

При правильной эксплуатации бензинового ДВС проще и существенно дешевле предотвратить ситуацию, когда закипел двигатель от изменения температурного режима, чем его ремонтировать.

Слабый перегрев

Работа мотора при повышенных температурах в течение 7 – 10 минут считается слабым перегревом. Детали ДВС начинают перегреваться по причине отказа термостата или вентилятора – за счет естественной теплопроводности металлов отводится недостаточное количество тепла.

При поломке вентилятора и термостата происходит перегрев двигателя, последствия которого имеют вид:

  • подплавление поршней – 90% современных ДВС в принципе легко «переживут» эту неприятность, однако оплавленный металл может вызвать задиры на поверхности зеркала цилиндров;
  • дым из-под капота – требуется диагностика на СТО.

Не следует ездить с горящей лампочкой на приборной панели (нагрев до 120 градусов, «чек» или низкое давление масла) дольше указанного срока, так как это резко ухудшит состояние деталей поршневой группы.

Сильный перегрев

Почему перегревается двигатель: последствия, что делать

Если ДВС перегреваются в рабочем режиме дольше 20 минут, к вышеуказанным последствиям могут добавиться следующие неисправности:

  • изменение геометрии головки блока цилиндров (ГБЦ);
  • раскрытие трещин внутри ГБЦ;
  • прогорание прокладки ГБЦ;
  • расшатывание и срыв клапанного гнезда с посадочного места;
  • разрушение на поршне перегородок между кольцами маслосъемными и компрессионными;
  • протечка смазки по сальникам;
  • искривление посадочной плоскости блока для ГБЦ;
  • заклинивание мотора или возникновение характерного стука, свидетельствующего о скором заклинивании.

В указанном варианте ремонт авто обходится очень дорого, так как замене подлежат все детали:

  • в камере сгорания начинают гореть поршни, в них появляются отверстия и наблюдается разрушение металла;
  • к внутренним стенкам цилиндров прилипает алюминий;
  • смазка при высоких температурах излишне разжижается, теряет эффективность;
  • к коленвалу прилипают вкладыши шатунные и коренные;
  • первым не выдерживает высокотемпературного нагрева коленвал, затем ломается поршень;
  • верхняя часть поршня намертво застревает в гильзе, нижняя улетает в поддон.

И, наконец, ничем не удерживаемый шатун в комплекте с пальцем поршневым пробивают стенку блока цилиндров в произвольном месте. В этом случае мотор глохнет окончательно, если этого не произошло на любом из указанных этапов глобального разрушения агрегата.

В этом случае движок авто не подлежит ремонту, поэтому лучше не допускать, чтобы лампа загоралась на 120 градусах. Что делать если перегрели двигатель? Важно не давать ДВС перегревается в течение долгого срока, нужно выключить зажигание немедленно, соблюдая требования ПДД на дороге.

Еще по теме  Устройство автомобиля для чайников

Защищает ДВС от перегрева система охлаждения, в которой может быть залит антифриз, тосол или обычная вода.

Основными устройствами, осуществляющими контроль рабочей температура и ее снижение, являются:

  • вентилятор радиатора, который включается программным путем при достижении определенной температуры;
  • термостат, который открывает движение охлаждающей жидкости по большому кругу;
  • датчики температуры, которые передают показания в ЭБУ, их бывает несколько, располагаться могут как на двигателе, радиаторе;
  • электронный блок управления двигателем.

Оборвался или заклинил ремень насоса

Если случилась такая беда, то температура вашего двигателя будет неуклонно расти. Все логично — в системе перестает бежать охлаждающая жидкость, цилиндры греются, жидкость кипит. Такую поломку можно легко определить на слух. Когда заклинило насос, вы услышите очень характерный звук от ремня, который проскальзывает по шкиву.

Последствия перегрева мотора

Локальный

Перегрев слабой степени. Это тот случай, когда водитель вовремя заметил неполадку и остановился до того, как стрелка, указывающая температуру двигателя, попала в красную зону. Последствия незначительны либо отсутствуют. В большинстве случаев после устранения причины перегрева мотор продолжает работать в прежнем режиме.

Средней тяжести

Это тот вариант, когда двигатель долго работал в состоянии повышенной температуры, но не заклинил. Симптомы неисправности — закипание мотора и скачок температурной стрелки. Такой серьезный перегрев может привести к неприятным последствиям, среди них:

  • прогар прокладки головки блока цилиндров;
  • деформация поршневых колец и ГБЦ, вплоть до образования трещин в корпусе.

Критический случай

Почему перегревается двигатель: последствия, что делать

Если греющийся мотор внезапно заглох, имеет место серьезный перегрев. Последствия самые печальные:

  • деформация всей цилиндро-поршневой группы;
  • оплавление вкладышей коренных и шатунных;
  • поломка коленвала;
  • пробитие поршнем блока ДВС.

Разрушения двигателя в случае критического перегрева бывают настолько сильны, что восстановление мотора бессмысленно и нецелесообразно. Покупка контрактного силового агрегата порой является единственным спасением автомобиля.

Перегревание двигателя диагностировать достаточно сложно, но специалисты выделяют пару признаков, указывающих на это:

  • мутная охлаждающая жидкость с вкраплениями и осадком;
  • перешлифовка плоскости ГБЦ, добавление дополнительной прокладки.

После серьезного перегрева головка блока деформируется и требует сложного восстановления.

Слабый перегрев ДВС происходит при работе мотора при превышении температуры в течение 4-12 минут. В основном это происходит при неисправности термостата или вентилятора, а водитель своевременно обнаруживает это и принимает меры.

Во многих случаях подобная ситуация при ее однократном возникновении не отражается на состоянии мотора, особенно если у него небольшой пробег. Частенько слегка плавятся поршни, при значительном превышении температуры, даже кратковременном, появляется темного цвета дым из глушителя, возникает ощущение, что мотор все время работает при нагрузках.

Почему перегревается двигатель: последствия, что делать

Даже после однократного кратковременного перегревания мотора впоследствии он начнет чаще греться из-за изменений в поршнях и остатке оплавленного металла в цилиндрах.

Средняя степень перегрева ДВС появляется при работающем моторе на предельных температурах не менее 20 минут. Причины для подобной ситуации множество и все они были описаны ранее.

Последствия подобного перегревания уже более печальны. Помимо последствий, характерных для слабого перегревания, проявляющихся в большей степени, добавляются перекос головки блока цилиндра или появление трещин в ней, прогорание прокладок ГБЦ, вылетание клапанного гнезда, сильная деформация поршней, разрушение межкольцевых перегородок поршней, протекание масла из-под всевозможных прокладок и сальников.

Сильное перегревание ДВС вызывает всевозможные и очень серьезные последствия. В таком случае могут уцелеть единичные рабочие узлы или двигатель можно будет выкинуть.

Основные последствия чрезмерного перегрева мотора:

  1. Основные последствия такого перегрева начнутся в камерах сгорания, в которых начнут оплавляться и прогорать поршня, вплоть до появления в них отверстий и полнейшего разрушения. Расплавленные остатки поршней налипнут к стенкам цилиндров, еще больше осложняя движение поршней. Также появляются зазубрины на стенках цилиндров. На этой стадии двигатель может остановиться.
  2. При разрушениях поршней и повреждениях камеры сгорания начинает перегреваться масло, полностью теряя свои смазывающие характеристики, вызывая повышенное трение между деталями. От увеличения трения начинают оплавляться шатунные и коренные вкладыши, прилипая к коленчатому валу. Также вкладыши могут провернуться как в блоке, так и на шатунах, что также может вызвать остановку мотора.
  3. Под влиянием критических для ДВС температур начинается деформирование головки блока цилиндров, прогорают как впускные, так и выпускные клапана, вылетают со своих мест одно или больше клапанных гнезд, становится заметным громкий звонкий звук вверху движка. Возможна остановка ДВС.
  4. Поршень выдержал подобные нагрузки, в таком случае ломается коленвал из-за образовавшейся на нем ранее трещины на одной из шеек на месте провернутого вкладыша. Даже в этом случае ДВС иногда продолжает работать.
  5. Один (или несколько поршней) не выдерживает значительных перегрузок и он заклинивает в цилиндре, что приводит к его разрыву пополам. Нижняя часть оказывается в поддоне, верхняя же в цилиндре. Облегченный шатун и поршневой палец начинают свободно болтаться в блоке и проделывают дыру в одной из стенок. Такая ситуация в простонародье называется кулак дружбы. При ней всегда останавливается работа мотора.

Итак, мы разобрались, почему греется двигатель, рассмотрели причины, коснулись последствий. И пришли к выводу, что при первых признаках перегрева двигателей, нужно обратиться в автосервис. Но как найти хороший автосервис, особенно, если вы находитесь в другом районе? Например, поехали к морю, в июле, путешествуете на своей машине.

Сильный перегрев

Почему перегревается двигатель: последствия, что делать

При соблюдении следующих мер предосторожности вероятность возникновения неприятных ситуаций стремится к нолю:

  • выполнение эксплуатационных требований производителя – это совершенно бесплатно для владельца, нужно лишь изучить техпаспорт ТС;
  • выбор правильного стиля вождения;
  • соблюдение графика ТО – замена деталей трения, подвергающихся интенсивному износу;
  • профессиональная диагностика в СТО – позволит избежать серьезных ошибок, так как производится аппаратным методом;
  • контроль уровня смазки и охладителя – необходимо производить перед каждой поездкой, доливая при необходимости антифриз и масло.

Алгоритм выявления неисправностей в системе принудительного охлаждения мотора выглядит следующим образом:

  1. контроль уровня охлаждающей жидкости по меткам внутри бачка между «min» и «max»;
  2. визуальный осмотр протечек в шлангах и патрубках при запущенном моторе;
  3. прогрев до включения вентилятора;
  4. контроль движения жидкости по большому кругу и срабатывания термостата.

Таким образом, перегрев дизельного или бензинового двигателя, прежде всего, не нужно допускать. Правильная защита деталей ДВС от перегрева заключается в соблюдении правил эксплуатации машины. Система охлаждения и смазки дизеля должна периодически очищаться от кокса, отложений, нагара и осадков. При длительной работе деталей и узлов мотора в экстремальном температурном режиме владельцу следует сразу готовить крупную сумму для капремонта ДВС.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Сломался термостат

Термостатом называется специальный узел автомобиля, который регулирует температуру в системе охлаждения. Он закрывает и открывает клапан, направляющий поток по так называемым «малому» или «большому» (через радиатор) кругу охлаждения. Термостат — важная деталь, и его неправильная работа в результате неисправности приводит к серьезному перегреву двигателя.

В былые времена водители, владельцы советских автомобилей в южных регионах страны, просто вытаскивали термостат на летнее время и эксплуатировали машину без него. Проверить работу термостата можно на ощупь, потрогав верхний патрубок, ведущий к радиатору охлаждения. Если при работающем моторе он холодный, значит, жидкость не доходит до радиатора.

Как избежать перегрева мотора

Критический случай

Двигатель, как и любой агрегат автомобиля, нуждается в своевременном и правильном уходе. Соблюдая простые правила, вы минимизируете риск появления неожиданных поломок, в том числе и перегрева:

  1. Своевременная доливка охлаждающей жидкости.
  2. Использование только качественного масла и топлива с высоким октановым числом. Характеристики подходящего масла указаны в книге по эксплуатации автомобиля. Советуем придерживаться правил выбора ГСМ, рекомендованных производителем.
  3. Своевременная замена вышедших из строя деталей системы охлаждения. Как правило, они не подлежат ремонту, поэтому замена неисправного водяного насоса или термостата позволит не допустить возможного перегрева двигателя.
  4. Верная регулировка зажигания и диагностика натяжения ремня помпы.
  5. Умеренность, а лучше — отказ от использования химических присадок для двигателя и системы охлаждения.

Стрелка указателя температуры двигателя, стремящаяся к критической отметке, сигналит о том, что с вашим мотором вскоре случится беда. Игнорировать этот знак нельзя, иначе можно серьезно потратиться, ведь капитальный ремонт даже старенькой отечественной машины обойдется вам в кругленькую сумму. Что уж тут говорить об иномарке с космическими ценами на запчасти. Заботьтесь о своем автомобиле, и он отблагодарит вас бесперебойной работой двигателя и комфортной, безопасной ездой.

Поломка в системе зажигания (свечи)

  1. Рубашка двигателя. В блоке цилиндров имеются полости, по которым циркулирует вода, она нужна для того, чтобы отводить от горячих поверхностей тепло.
  2. Помпа. Еще одно ее название это водяной насос. Как правило, она приводится в движение клиновым ремнем, который вращается посредством коленчатого вала. Зачастую этот же ремень служит для привода генератора.
  3. Датчик температуры. Как правило, он заполнен каким-либо парафином, ремонту не подлежит.
  4. Термостат. Устройство, которое, в зависимости от температуры жидкости, ограничивает ее движение от блока цилиндров к радиатору.
  5. Радиатор. Он представляет собой 2 бачка, которые соединены между собой трубками, как правило, он изготовлен из алюминия или меди. Предпочтительной является медь, потому что она является более теплопроводной.
  6. Расширительный бачок. Во время закипания охлаждающей жидкости, ее объем увеличивается, после остывания он приходит в норму, данные колебания объема как раз таки бачок и сглаживает.
  7. Отопитель салона. Данный узел также можно отнести к системе охлаждения, поскольку охлаждающая жидкость циркулирует через установленный здесь радиатор. Тепло, которая отводится радиатором, сдувается турбиной, которая установлена на электродвигатель.
Еще по теме  Активная и пассивная безопасность автомобиля Какая толщина кузова

Вопреки кажущемуся безупречному внешнему виду, вы должны тщательно следить за шлангами. Желательно раз в сезон (лето, осень, зима…) проводить полную ревизию резиновых патрубков. Поиски отпотеваний, наличие капель жидкости или подтеков под шлангами. Все это свидетельствует об утечке незамерзайки и, как мы уже выяснили, ведет к проблемам.

Временная герметизация поврежденных трубок не всегда легка и часто не способна привести к сколь бы то ни было нормальному результату. Не стоит забывать, что в системе давление может подниматься до двух атмосфер, какая латка из армированного скотча это выдержит?

Лайфхак: можно воспользоваться заплатками для велосипедных камер, но даже они могут не сработать. Дело в том, что, когда вы клеите камеру и накачиваете ее в покрышке, она прижимается к той самой шине изнутри. А в нашем случае внешнего держателя у нее нет, поэтому, скорее всего, она отклеится. Если не сразу, то со временем. Итог: это лишь временный вариант для того, чтобы доехать до дома или до сервиса.

Как правило, шланги могут прохудиться из-за сильного износа или из-за того, что они высохли от старости.

Совет: шланг также можно заменить неоригинальным патрубком, купленным в любом автомобильном магазине, однако следует помнить, что труба может не подойти по диаметру или не согнуться под нужным углом (появятся изломы, зажимы и другие нехорошие вещи). Так что, чтобы такое сделать, нужно быть либо автомехаником со стажем, либо позвать его с собой для подбора…

И наконец третий вариант: прямые участки с трещинами на патрубке могут быть заделаны металлическими обжимками меньшего диаметра и хомутами.

Причиной излишнего нагрева двигателя бывают и неисправные свечи. Заметить неисправность достаточно просто — мощность мотора на высоких оборотах существенно падает. Но ухудшается не только динамика машины, еще существенно перегревается двигатель. Дело может быть в недостаточном контакте в зажигании, что приводит к сбою в функционировании одного из цилиндров.

Причина также может заключаться в том, что свеча отработала положенный ресурс. Это легко заметить по черному нагару на ней. Если после замены свечи проблемы в работе двигателя не исчезли, то, скорее всего, дело в крышке прерывателя (трамблера). Приходиться менять весь комплект, что также приводит к необходимости поездки в СТО.

Почему двигатель перегревается?

Итак, если происходит перегрев, далеко не всегда из-под капота должен пойти густой белый пар. Основным поводом для беспокойства можно считать показания стрелки температуры охлаждающей жидкости на приборной панели.

Перегрев двигателя

На большинстве автомобилей используется именно такая схема контроля температуры ДВС. Также может быть установлен индикатор-лампочка, а повышение температуры выше заданных пределов будет сопровождаться характерным звуковым сигналом.

Если мотор перегревается на ходу, тогда основным признаком является резко поднимающаяся температура охлаждающей жидкости, стрелка указателя температуры на панели стремится в красную зону. Параллельно с этим отмечается значительное падение мощности, силовой агрегат попросту не тянет.

Сам двигатель начинает работать более «жестко» и шумно. Могут отчетливо прослушиваться звонкие металлические стуки, начинают «звенеть пальцы». Такие изменения происходят в результате появившейся детонации двигателя, когда сгорание топлива в цилиндрах приобретает взрывной характер.

Также признаки перегрева можно заметить, подняв крышку капота и заглянув в моторный отсек. На сильный перегрев укажут трещины в

БЦ

и

ГБЦ

,  заметные деформации головки блока цилиндров. Из-под прокладки головки блока могут быть видны течи антифриза или масла и т.д.

Еще можно определить перегрев по свечам зажигания. Как правило, на значительное повышение температуры в камере сгорания указывает белый налет на электродах, а также общее состояние свечи (растрескивание изолятора и т.д.).

Также можно открыть крышку расширительного бачка системы охлаждения (только после остывания ДВС). Признаки перегрева двигателя, которые можно определить при осмотре, представляют собой потемнения на стенках бачка (серо-черные пятна). Дополнительно следует взглянуть на сам антифриз. Если заметны хлопья темного цвета, которые находятся в ОЖ, тогда это масло, попавшее в систему охлаждения в результате перегревов.

Обычно попадание масла происходит после повреждения (прогара) прокладки ГБЦ. Параллельно необходимо извлечь масляный щуп и открутить крышку маслозаливной горловины. Если в масле видна пена и наблюдается эмульсия под крышкой, тогда в смазочную систему попал антифриз.

Среди двух вопросов — как бороться с перегревом двигателя и почему греется двигатель — большая пропасть. Мотор может попадать в «красную зону» по множеству причин и угадать верную из них сразу наверняка не удастся, только если вы не профессиональный мастер и под автомобилем нет лужи. Решать проблемы надо по мере поступления, поэтому сначала не даем двигателю «встать колом», а потом ищем причины.

Почему перегревается двигатель: последствия, что делать

При первых признаках закипания немедленно останавливаемся на дороге. После этого проверяем уровень охлаждающей жидкости. Капот открываем осторожно — может обдать горячим паром.

Крайне нежелательно пытаться самостоятельно остудить перегретый двигатель. Были случаи, когда автовладельцы из лучших побуждений лили холодную воду прямо на ДВС — в результате головка блока цилиндров (а иногда и сам блок) трескалась, вынуждая заняться капитальным ремонтом. Наберитесь терпения и ждите — мотор остынет сам.

Кроме нагрева от трения детали мотора авто работают в режиме высоких температур при сжигании топлива в камере сгорания. Малейшие нарушения в системе охлаждения приводят к недостаточному отводу тепла с их поверхностей. Структура металлов, из которых сделаны все эти детали, изменяется необратимо. Таким образом, перегрев двигателя приводит к изменению геометрии и размеров головки БЦ, цилиндров, поршней и клапанов, которые разрушаются, заклинивают друг о друга.

С точки зрения медиков перегрев ДВС приравнивается к «инфаркту» ТС, парализуется работа всех деталей внутри него. Очень опасна езда в режиме большие обороты/пониженная передача, лучше своевременно переключиться на высшую передачу и снижать обороты на ней. Во время зимних оттепелей не стоит забывать снимать «утеплители» ДВС, контролировать визуально пробой прокладок ГБЦ.

  • Неисправность датчика температуры. Прежде чем бежать устранить поломку, необходимо убедиться в том что она присутствует. Не будем вдаваться в подробности о том, как проверить датчик температуры, просто стоит запомнить что это может стать наиболее простой причиной.
  • Неисправность термостата. Это наиболее частая причина, которая, как правило выливается в копеечку. Для диагностики достаточно просто потрогать нижний бачок радиатора. Если он горячий, то все в порядке. Если же он холодный, то это значит, что термостат остается закрытым даже при достижении температуры, которая необходима для его открытия.
  • Низкий уровень охлаждающей жидкости. Дело в том, что любая система охлаждения двигателя рассчитана на определенный уровень жидкости в ней. Ведь для того чтобы подогреть кипятильником ведро воды требуется больше времени, чем один чайник. Тот же принцип работы здесь, как только антифриза мало, он сильнее греется.
  • Неисправный паровой клапан на крышке расширительного бачка или радиатора. Давление в системе охлаждения двигателя иногда превышает 3 МПа, при этом температура кипения жидкости возрастает до 130 градусов, если давление ниже, чем должно быть в системе, то это приводит к закипанию антифриза.
  • Коррозия рубашки двигателя. В таком случае жидкость, которая циркулирует в блоке цилиндров, не может отводить тепло от рабочих поверхностей, потому что просто не имеет к ним доступа. Как правило, это является следствием большого слоя накипи на стенках рубашки. Решить эту проблему можно промывкой блока двигателя, для этого рекомендуется использовать раствор ортофосфорной кислоты.
  • Забитый радиатор. Конструкция его такова, что трубки, которые соединяют два бачка, обладает маленьким диаметром, это приводит к тому, что они часто забиваются. Кроме того, желательно промыть пространство между пластинами, потому что она часто также забивается пылью, трамвай, остатками насекомых и прочим мусором.
  • Плохое топливо. Да-да, такая причина тоже может создать немало головной боли. Вся суть состоит в том, что низкокачественное топливо обладает меньшим октановым числом, соответственно время его горения увеличивается, а значит увеличивается и рабочая температура. Это опасно еще и тем, что может привести к прогаранию выпускных клапанов.
  • Слишком раннее зажигание. Такая проблема сопровождается характерным стуком двигателя, для карбюраторных силовых агрегатов нужно просто выставить момент зажигания, а для инжекторных желательно провести диагностику. Она может выявить неисправность какого-либо датчика, в основном, причиной является датчик детонации, который устанавливается на блоке цилиндров. Он должен передавать сигнал на электронный блок управления двигателем, после чего тот корректирует момент зажигания, если данный датчик неисправен, то момент зажигания устанавливается по отметке, которые установил завод.
  • Обрыв приводного ремня. Такой вид поломки сопровождается небывалой легкостью вращения коленчатого вала двигателя, она ощущается даже на слух, а также отсутствием зарядки аккумулятора. На большинстве двигателей привод осуществляется тем же ремнем, что и генератор соответственно такую поломку можно диагностировать просто потому, что горит лампа зарядки.
  • Ну, пожалуй, последней причиной, которая встречаются также довольно часто, это неисправность электродвигателя вентилятора. Ее проще всего диагностировать, если силовой агрегат набирает температуру до рабочей медленно, а после нее очень быстро.

В такой ситуации главное это сохранить спокойствие. Если двигатель закипел, то это еще не значит что ему пришел конец. Для начала, нужно обратить внимание на температуру силового агрегата, если она ненамного превышает нормальную рабочую, то стоит остановиться, дать поработать двигателю на холостых оборотах.

Если температура уже перевалила за критическую, то двигатель необходимо немедленно заглушить. Далее следует подождать, пока силовой агрегат остынет, ни в коем случае нельзя заливать холодной охлаждающей жидкости, поскольку двигатель, после того как соприкоснется с этим самым холодным антифризом, просто треснет.

Еще по теме  Плюсы и минусы автоматической коробки передач АКПП

Внешний перегрев

При появлении симптомов перегрева необходимо произвести внешний осмотр радиатора, мотора и системы охлаждения.

Главные причины и последствия перегрева ДВС

При обнаружении начавшегося перегрева или подозрений на него необходимо срочно принимать меры, для избегания в последствии серьезных проблем с мотором.

Если стрелка только вошла в красную зону (зону перегрева), то можно заглушить двигатель, но желательно немного охладить его, включив на максимальную температуру и обдув печку.

В любом случае необходимости произвести осмотр радиатора и подкапотного пространства. Если жидкость в расширительном бачке присутствует, то немного охладить мотор можно включением вентилятора печки на максимальную температуру и режим обдува.

При полном отсутствии охлаждающей жидкости в бачке включение печки на максимальном режиме не поможет охладить ДВС, а может усугубить ситуацию. В таком случае необходимо заглушить мотор и доставить автомобиль на место ремонта на эвакуаторе.

При обнаружении незначительных течей в системе охлаждения после охлаждения двигателя возможно доливание воды или охлаждающих жидкостей. Ни в коем случае нельзя доливать в расширительный бачок горячего двигателя никакую жидкость, так как разница в температурах может привести к появлению трещин в разных узлах ДВС или к иным последствиям.

Категорически запрещено поливать мотор водой, так как в таком случае его ремонт неизбежен из-за появления трещин на корпусе блока цилиндров.

«Бежит» тосол

Почему перегревается двигатель: последствия, что делать

Это наиболее частая, распространенная и опасная причина нагревания двигателя. Определить факт утечки тосола из системы довольно просто. Надо подождать момента, когда стрелка температуры на приборной доске поднимется к красной зоне, и включить печку. Если в салон начнет идти холодный воздух, а не горячий, то это верный показатель, что в системе нет жидкости или ее недостаточное количество.

Если вы обнаружите такое, то эксплуатировать машину по сути уже нельзя — радиатор пуст. Нужно остановиться и внимательно осмотреть патрубки. Если вы обнаружили не герметичность, то нужно восстановить ее подручными средствами, например, замотать изолентой. Затем надо долить тосол и попытаться доехать до ближайшего магазина автозапчастей или СТО. Если вы заметили, что пробит радиатор, то лучше вызывать эвакуатор.

Хроника событий

В начальной стадии перегрева происходит прогар поршней, расплавленный металл оседает на стенках цилиндров, трение еще больше увеличивается, мотор может заглохнуть, а может и продолжать работать. Одновременно происходит сильный разогрев масла и потеря смазывающих свойств, в результате шатунные вкладыши прилипают к коленвалу, некоторые из них могут провернуться.

Затем происходит деформация головки блока и прогар клапанов, начинают вылетать гнезда клапанов, и появляется звонкий металлический звук работы двигателя, который при этом может заглохнуть, а может и продолжать работать.

Финала у такого перегрева может быть два. В первом случае поршень оказывается самым крепким элементом, тогда ломается коленчатый вал, мотор при этом может и не заглохнуть. Во втором случае поршень заклинивает и его разрывает надвое, юбка падает в поддон картера, днище остается в цилиндре. Шатун с поршневым пальцем начинает хаотично бить по стенкам цилиндра, и в итоге пробивает блок – вот и «кулак дружбы», двигатель глохнет.

Пробка, вентилятор, засорившийся радиатор

Это достаточно очевидные и легко обнаруживаемые неисправности. В системе охлаждения может оказаться воздух, что заметно, если вы отмечаете периодические перегревы двигателя. Избавляют от воздушной пробки просто — оставляют на несколько часов машину на уклоне, открыв крышку радиатора. Воздух должен выйти сам.

О том, что неисправен вентилятор радиатора вам скажет датчик в салоне — резко поднимется температура двигателя. Если ремень вентилятора целый, то возможно, что сломался сам датчик. Попробуйте отсоединить клемму датчика и заставьте вентилятор работать принудительно. Без датчика эксплуатировать машину нельзя — это временный выход, пока вы не поменяете деталь.

Засорившийся радиатор продувают или прочищают специальными жидкостями. Это полезная операция, которую стоит регулярно проходить, чтобы избавиться от накоплений грязи в радиаторе. Такое обслуживание можно выполнять только в мастерской. Засорение радиатора гораздо чаще происходят в тех случаях, когда вместо тосола в систему заливается вода. Иногда прочистке радиатора помогает добавление бытовых средств чистки от накипи.

Что делать, когда резко нагрелся двигатель? Прекратите движение — встаньте на обочину. Включите печку на полную мощность. Если температура не падает — заглушите машину. Откройте капот и подождите 20-30 минут. Не пытайтесь открывать крышку при кипящем радиаторе! Не пытайтесь охладить двигатель, поливая его водой!

Способы диагностики перегрева

Поскольку перегрев двигателя опасен для его деталей, расположенных внутри этого агрегата, диагностика крайне затруднена. Например, без полной разборки блока цилиндров практически невозможно выявить внутренние причины поломки. С внешними признаками проще – их может диагностировать мастер сервисного центра с достаточно высокой квалификацией.

Для автолюбителя основным показателем неисправности является ситуация, когда загорелась лампочка давления масла и/или 120 градусов в системе охлаждения, «чек», что в принципе не является методом диагностики. Другими словами – ремонт ДВС слишком сложный для самостоятельного выполнения, резко увеличивает эксплуатационный бюджет транспортного средства. Поэтому при малейшем подозрении на перегрев рекомендуется посетить СТО, чтобы сократить возможный расход средств.

В зимний период частично и довольно грубо одну из причин перегрева можно диагностировать по работоспособности печки обогрева салона:

  • при недостаточном количестве антифриза в системе он закипает;
  • воздушная пробка блокирует малый круг на печку;
  • при увеличении оборотов слышен звонкий стук от детонации из-за расширения металла стенок камеры сгорания;
  • воздух поступает в салон холодным.

Почему перегревается двигатель: последствия, что делать

Вместе с этим наблюдается частичная потеря крутящего момента и мощности на малых оборотах.

Что делать, если двигатель закипел?

Почему перегревается двигатель мы рассмотрели. Как поступить, если это случилось в дороге?

  1. Первым делом выключить кондиционер, тем самым снизив механическую нагрузку на двигатель.
  2. Включить печку, что увеличить теплообмен.
  3. Как можно быстрее свернуть на обочину.
  4. Если не знаете причину, двигатель лучше всего заглушить.
  5. Осмотреть системы охлаждения.

Таким образом, сперва необходимо попытаться определить причину перегрева, и следуя нашим рекомендациям — устранить.

Если причину не удалось обнаружить самостоятельно, то необходимо обратиться в автосервис за квалифицированной помощью специалистов.

Лучше всего предупредить перегрев двигателя, чем устранять последствия этого. Мотор закипает не мгновенно, а постепенно. Сперва нагревается один участок, а затем весь двигатель.

Предупредить перегрев двигателя можно по датчику температуры на панели прибор. Вовремя заметив увеличение температуры выше рабочей, можно успеть спасти мотор от серьезных последствий.

Когда температура антифриза превысила 100 градусов, надо остановиться, но при этом автомобиль не выключать, а оставить его работать на холостом ходу. Также следует включить печку. В течение некоторого времени температура снизится.

Если уже валит пар, надо немедленно остановиться. Все рекомендации, что делать, если закипел автодвигатель, сводятся к тому, что надо дать машине покой. Аккуратно следует открыть капот, чтобы не обжечься паром. Надо подождать минут 20 — этого времени хватит, чтобы немного остыла жидкость. Не стоит пытаться остудить антифриз за счет добавления холодного охладителя в кипящий. Из-за таких действий может случиться деформация блока цилиндра, вплоть до того, что он лопнет.

Как добраться до места ремонта без риска для двигателя?

В некоторых случаях работоспособность автомобиля при закипании удается восстановить. Наличие или отсутствие такой возможности определяется видом обнаруженной поломки.

При отказе датчика температуры (не работает вентилятор) вентилятор можно запустить, если вытащить фишку из неисправного датчика. Агрегат начнет вращаться и будет делать это постоянно, даже после выключения зажигания. Долго ездить таким образом нельзя, однако добраться до ближайшей автомастерской вполне реально.

Воздушные пробки можно удалить, если перед доливкой ОЖ снять патрубок, подходящий к ресиверу системы питания. Когда воздух будет удален, из патрубка потечет антифриз (актуально для автомобилей производства ВАЗ). Аналогичным образом следует доливать антифриз при его недостатке.

Иногда кипящий автомобиль удается реанимировать, очистив радиатор от внешних загрязнений. Промывку детали с целью удаления внутренних пробок в дорожных условиях не проводят.

В случаях, когда даже облегченный режим движения не позволяет поддерживать приемлемую температуру, мотор следует заглушить и транспортировать авто на буксире или эвакуаторе.

Обычно перегрев происходит в жаркую погоду или в пробке. Имеет смысл подождать вечера, чтобы без проблем добраться до места ремонта своим ходом: станет прохладнее и спадет трафик. Есть несколько лайфхаков, которые увеличат ваши шансы доехать до нужной точки без перегрева двигателя.

Включите отопитель на максимум. Ваша задача — максимально отвести тепло из системы охлаждения. Печка заберет лишний жар мотора, но при этом вскипеть рискуете вы сами.

Держите минимальные обороты. Мы имеем в виду минимально возможные для нормального движения. При этом нагрузка на двигатель будет меньше — значит, меньше тепла будет выделяться при работе. На автомобилях с механической коробкой передач можно переходить на повышенную передачу раньше обычного. Машины с автоматом, как правило, имеют ручной режим: переведите в него ручку селектора и управляйте диапазонами вручную.

К чему лучше всего присмотреться

Есть признаки перегревания двигателя, которые можно заметить во время движения. Есть несколько признаков, которые дадут возможность понять, что случился перегрев:

  • поднялась температура охлаждающей жидкости или сильно упала мощность все это понятно даже начинающему водителю.

Чтобы понять, что случился перегрев двигателя — можно заглянуть под капот вашего транспортного средства. Если появилась деформация определенных элементов — к примеру, прокладки ГБЦ, значит нужно срочно посетить автосервис.

Нужно провести осмотр расширительного бачка. Если в бачке вы увидите потемневшие хлопья — значит произошел перегрев.

Если прокладка головки блока получила повреждения — придется обращаться в автосервис, чтобы устранить все последствия данной проблемы.

Оцените статью
Авторейтинг
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.