Все о колесных дисках: литые или кованые, что лучше?

Автомобили

Кованные колесные диски – особенности и преимущества

Кованые диски, являются элитой автомобильных колёс. Приобрести такие обода могут немногие автомобилисты, так как стоимость комплекта бывает очень высокой, в несколько раз превосходящей стальные или литые аналоги. Но, покупая кованые диски, автовладелец инвестирует в долгую эксплуатацию. В чём же их особенность и преимущество перед «литьём» или «штамповкой»?

  • Экономия. Уменьшается расход топлива. Официально доказано, что установка кованых дисков экономит до 10% горючего. Дело в том, что облегчение комплекта колёс всего на 16-20 кг, в эквиваленте облегчает машину на 100 -120 кг. Двигателю необходимо вырабатывать меньше энергии, чтобы обеспечить машине заводские характеристики динамики. Кроме этого, подвеска изнашивается менее интенсивно, что также бережёт личные средства.
  • Комфорт. Лёгкие кованые диски меньше подвержены выраженному дисбалансу. То есть, заметно снижается вибрация кузова. Кроме того, облегчается неподрессоренная масса, которая меньше передает силу удара на детали подвески. Автомобиль едет мягче, а водителю и пассажирам заметно комфортнее. Вместе с этим, машина намного отзывчивее и чувствительнее к командам рулевого колеса.
  • Динамика и безопасность. Улучшается разгон и уменьшается тормозной путь. Лёгкий кованый диск проще раскрутить приводным валам, а тормозным барабанам и суппортам — остановить его. Эти характеристики повышают нормы безопасности. Доказано, что облегчённый комплект колёс на 16-20 кг, сокращает тормозной путь на 6-10 метров. Тест проводился на легковых седанах класса: A, B, C и D. На автомобилях премиум класса и кроссоверах, также улучшается динамика разгона и сокращается тормозной путь. Но стоит сказать, что автомобили премиум сегмента, в большинстве случаев, уже на конвейере комплектуются коваными дисками.
  • Продолжительный ресурс. Кованые диски отличаются повышенной прочностью, по сравнению с «литьём» и «штамповкой». В большинстве случаев, эти колёса служат на протяжении всей эксплуатации автомобиля. Быстрее порвётся резина или сломается подвеска, чем лопнет кованый диск. Вместе с этим, конструкция металла довольно эластичная и поддаётся ремонту.
  • Красивый внешний вид. Кованые диски имеют более красивый дизайн, нежели аналоги из стали или всё тоже «литьё». Упрочнённый алюминий в конструкции, позволяет делать спицы более тонкими и изящными.

При повреждении, кованый диск достойно переносит рихтовку, правку или прокатку. При меньшей концентрации магния в сплаве, на поверхности не появляется окисление.

Если вы решили приобрести для своего автомобиля кованые диски, то следует их выбирать по типоразмеру. Например, для ВАЗ-2110, параметры обода такие: 5Jx14/H2/ЕT35/4×98/DIA 58.6. Расшифровываются они таким образом:

  • 5 – ширина диска в дюймах между закраинами;
  • J – форма закраины борта (практически у всех одна и таже);
  • 14 – диаметр обода для покрышки;
  • Н2 – наличие 2 хампов (Hump), это посадочные борта для шины;
  • ЕT 35 – вылет диска положительный, равный 35 мм;
  • 4×98 – разболтовка: диск крепится на 4 болта, а 98 – это диаметр всех 4 крепёжных отверстий по центрам;
  • DIA 58.6 – диаметр центрального отверстия составляет 58.6 мм.
Еще по теме  Кто-нибудь может объяснить, как правильно ставить такие сальники? Они применимы?

Найти эти параметры возможно в инструкции по эксплуатации автомобиля, в таблице «Технические характеристики». Если инструкции нет, то можно отыскать маркировку в автомобиле. Почти все производители размещают наклейки:

  • в перчаточном ящике (бардачке);
  • на обратной стороне лючка бензобака;
  • на стойке дверного проёма с водительской стороны.

В конечном счёте, маркировка есть и на самих дисках. У штамповок снаружи обода. На литье, на внутренних полостях спиц.

Если вы хотите выбрать кованые диски, то предстоит расстаться с внушительной суммой от 20 тыс., рублей за комплект. Но эти вложения оправданы, так как данные колёса прослужат намного дольше, чем «штамповки» и «литьё». Кроме того, автомобиль порадует новыми эксплуатационными характеристиками на лёгких и прочных дисках.

В маркировке колесного диска должно быть следующее: товарный знак производителя; дата изготовления (неделя и год); номер плавки, допускаемая статическая нагрузка (кг или фунты), клеймо контролирующего органа, отдельное клеймо рентгеноконтроля (как правило, для литых) и, конечно, типоразмер.

Стальные диски

Большинство транспортных средств, которые производятся на нашей планете, изначально оснащаются стальными дисками. Конструктивно «штамповка» состоит из двух деталей: обод и диск.

  • Каждая из этих частей изготавливается из листовой стали методом холодной штамповки;
  • Затем обод соединяется с диском в один элемент при помощи точечной сварки;
  • Заключительным этапом изготовления диска становится нанесение жидкой или порошковой краски.

Весь технологический процесс производства таких «железяк» достаточно простой и дешевый.

Металлические штампованные диски, как это ни странно, также имеют достаточно преимуществ.

  1. Среди основных плюсов штампованных железных дисков необходимо отметить их низкую стоимость. Цена вопроса обычно в 2-3 раза ниже, чем аналогичное по размеру «литье».
  2. Положительной технической характеристикой будет способность дисков к деформации при ударе. Благодаря этому сталь сминается, гася при этом силу удара, а на детали подвески и рулевой механизм передается смягченное воздействие.
  3. Следующим достоинством такого диска будет возможность восстановления в большинстве случаев. Только полностью смятые и растрескавшиеся диски не поддаются ремонту. В остальных случаях можно воспользоваться рихтовкой, раскаткой, сваркой и так далее.

Штампованные или литые диски, что лучше?

Наряду с важными преимуществами у металлических штампованных дисков есть ряд серьезных недостатков.

  • Среди недостатков штампованных дисков на первое место многие автомобилисты ставят их малопривлекательный внешний вид. Хотя достаточно прикрыть железные диски симпатичными колпаками и этот минус можно устранить.
  • Гораздо хуже обстоит дело с большой массой стальных колес. Это в конечном итоге отражается на снижении долговечности подвески всего автомобиля.
  • Еще одна беда постоянно преследует металлический диск – это беспощадная коррозия, которая не только портит вид диска, но и медленно разъедает его. Особенно активно происходит реакция окисления после зимы, когда оставшаяся соль, влага и тепло приводят к образованию глубоких раковин на поверхности. Нельзя терять драгоценное время, диск обязательно нужно реанимировать, удалив окислы и нанеся защитное покрытие.

К сожалению, идеальных колесных дисков не существует. Поэтому выбирать, что лучше использовать, литые или штампованные диски, следует из условий их эксплуатации. Кроме того, следует не забывать своевременно обслуживать и ремонтировать колеса.

В идеале, желательно иметь два комплекта колёсных дисков и резины: зимой использовать стальные штампованные диски, а летом переходить на легкосплавные литые или кованые.

Еще по теме  Выкуп битых автомобилей - как происходит отзывы владельцев

, точнее, их части, штампуют из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и достаточно качественно — именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными дисками.

Технология изготовления кованых дисков

Кованые диски изготавливают из 97% алюминиевого сплава. Изначально, металл плавится при t 700°С и проходит насыщение аргоновым газом. Таким образом из металла удаляется водород и повышается его прочность. Затем, к расплавленному алюминию добавляется титан и магний, которые также необходимы для прочности изделия.

Процесс изготовления кованных дисков происходит при помощи прессовальных станков, напоминающих наковальню. Изначально, алюминиевые столбы нарезаются на части (заготовки, болванки). Можно сравнить это действие с распиловкой брёвен на чурбаки. Одна болванка, это один будущий диск. От 12 до 14 заготовок помещаются на подвижный стеллаж, который отправляется в печь. Там болванки нагреваются до t 500°С. Это придаёт структуре металла мягкость, для ковки.

Далее, из печи, заготовки отправляются на ротационный станок-пресс, где из них формируются первые очертания дисков. Изделия похожи на кастрюли. Затем, «кастрюли» проходят обработку на гончарном станке с роликами, где происходит формирование: хампов, закраин и рёбер жёсткости. После этого, диск обрабатывается фрезерным станком с ЦПУ, где ему придаётся определённая форма спиц и вырезаются все технологические отверстия. На последнем этапе, изделие полируется или окрашивается, проходит контроль качества и упаковывается.

Легкосплавные диски

Легкосплавные диски по многим свойствам лучше стальных. Они допускают любые игры с дизайном, у них высочайшая точность изготовления, они прекрасно отводят тепло от тормозного узла, но главное — они легкие (чем легче диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а значит, тем лучше).

По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые.

Литой диск

Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя — от сильного удара диск может расколоться.

Еще по теме  Правила освидетельствования на состояние опьянения в 2020 году

Кованый диск

Кованый диск, металл которого имеет многослойную волокнистую структуру, исключительно прочен; колдобины ему не страшны, он не расколется ни при каких условиях (ковка обеспечивает необходимую пластичность). Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса.

Льют и куют диски из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке от минуса к плюсу по техническим параметрам, то ряд будет таким:

  • литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается);
  • литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств);
  • кованый алюминиевый (прочный и легкий);
  • кованый магниевый (сверхпрочный и легкий).

Но при выборе дисков, понятно, не только технические параметры играют роль. Советуем сразу отбросить крайности: магниевые диски (как литые, так и кованые) — они большая редкость. Их, как правило, делают только на заказ для спортивных машин. Цена магниевых дисков может зашкаливать за $1000/шт.

Расшифровка параметров диска

Например, 5,5Jx15H2 ET30 — что это значит?

5,5 — ширина обода в дюймах. Стандартный ряд: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и 7,0 дюймов; тюнинговые, спортивные и внедорожные машины могут иметь колеса и шире.

15 — монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых машин и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов.

ET30 — вылет колеса в миллиметрах. Может обозначаться как OFFSET или DEPORT. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной (привалочной) плоскостью колеса (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой). Брать диски с нештатным для вашей машины вылетом нельзя. Уменьшение вылета (колея колес становится шире) может создать дополнительную нагрузку на подшипники ступиц и подвеску.

При увеличенном же вылете (колея сужается) диск может воткнуться в тормозной узел. Вообще, все игры с вылетом — дело тонкое. На тюнинговых и спортивных модификациях его меняют, но это делают в комплексе с целым рядом других изменений. J и H2 — символы, нужные больше специалистам. В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L).

А H2 — это код конструкции хампов — кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (вариаций много: H, FH, AH…). Диаметр расположения отверстий крепления — PCD (Pitch Circle Diameter). Например, PCD100/4 означает, что этот диаметр равен 100 мм, а число отверстий — 4 (это, впрочем, видно и так).

Как определить PCD по расстоянию между отверстиями для болтов?’); w.show();» alt=»1.gif» title=»1.gif»/{amp}gt;

Как определить PCD по расстоянию между отверстиями для болтов?, Чем отличаются литые и кованные диски, что лучше стальные или легкосплавные диски?

Оцените статью
Авторейтинг
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.