Замена ремня ГРМ автомобиля — зачем нужен и когда менять

Автомобили

Комплектация

В комплект ремня ГРМ входят следующие составляющие:

  • ролик натягивания ремня ГРМ
  • непосредственно ремень ГРМ
  • обводной ролик
  • водяной насос или помпа

Два последних элемента характерны не для всех типов моторов. В некоторых автомобилях замена помпы не требуется, так как ее вращение осуществляется при помощи ремня генератора. А для других моторов, наоборот, необходима замена этого элемента, так как его поломка может привести к выходу из строя самого ремня газораспределительного механизма. Поэтому замену ГРМ нужно доверять только специалистам, которые смогут сориентировать какие именно элементы в Вашем авто требуют замены.

Обрыв ремня ГРМ и его причины

Для каждой машины периодичность замены ремня ГРМ разная, о чём можно узнать в технической документации автомобиля. В среднем меняют ремень после пробега 50000 км. Если применяются ремни ГРМ с усиленным металлическим кордом, то их срок службы на 30% дольше обычного.

Состояния автомобиля Иностранного производства Отечественного производства
Новый 70-80 тыс. км 65 тыс. км
С пробегом 60-70 тыс. км 50 тыс. км

Когда неизвестен срок прошлой замены ремня газораспределительного механизма, следует осмотреть эту деталь на предмет износа.

Признаки, указывающие на необходимость замены ремня:

  • протекание масла;
  • повреждённая поверхность расходника;
  • наличие выпуклости и неравномерного износа;
  • изношенные зубцы;
  • трещины по всей длине ремня;
  • выемки на зубцах после пуска мотора.

Для бензиновых моторов могут следующие последствия после обрыва ремня:

  1. Выход из строя всех элементов мотора.
  2. Газораспределительный механизм может быть непригоден даже к ремонту. Это может быть вызвано сильным ударом поршней, после чего деформируется головка ГРМ.
  3. Повреждение блока цилиндров. Пришедшие в негодность поршневые кольца наносят вред зеркальной поверхности камеры сгорания.

В дизельных двигателях обрыв ремня ГРМ часто приводит к таким последствиям:

  • повреждению подшипников распределительного вала;
  • деформации шатунов поршней;
  • поломке впускных клапанов.

Каналом «Программа Автомобиль» сняты последствия обрыва ремешка газораспределительного механизма.

Замена ремня ГРМ включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор необходимых инструментов.
  2. Подготовительные работы.
  3. Демонтаж старого ремня.
  4. Установку нового ремня ГРМ.

Для производства работ по замене ремешка ГРМ необходимо иметь такие инструменты:

  • регулировочный ключ для натяжения ремня;
  • рожковые ключи;
  • набор шестигранных бит;
  • домкрат автомобильный;
  • монтажную лопатку или большую отвёртку.

Набор бит

Спец ключ для ролика ГРМ

Монтажная лопатка

Набор рожковых ключей

Прежде чем поменять ремень ГРМ надо:

  1. Автомобиль установить на ровную площадку в гараже или на эстакаде.
  2. Включить ручной тормоз и поставить противооткатные упоры под колёса.
  3. Рычаг переключения передач зафиксировать в нейтральном положении.
  4. Отключить клемму аккумулятора.

Снятие старого ремня газораспределительного механизма производится по следующему алгоритму:

  1. Для начала снимается защитный кожух ременной передачи с помощью шестигранных бит.
  2. Отключается цепь питания с датчика коленвала.
  3. Рожковым ключом на 17 производится снятие шкива генератора.
  4. Проворачиванием распредвала выставляется положение валов по меткам (на приводе газораспределительного механизма нанесены метки, которые должны совпадать со шкивами).
  5. Далее необходимо ослабить натяжной ролик с помощью специального ключа и зафиксировать маховик мощной отвёрткой или монтажной лопаткой. Маховик также должен стоять по метке.
  6. Аккуратно снимается ремень и проверяется натяжной ролик на предмет пригодности.

Установка меток ремня ГРМ перед заменой

Ослабление натяжного ролика

Демонтаж ремешка

Установка ремня своими руками производится в следующем порядке:

  1. Устанавливается новый натяжной ролик.
  2. На коленчатый и распределительный вал натягивается новый ремень, не сбивая метки.
  3. Производится натяжка ремня так, чтобы он мог прокрутиться не более 90 градусов.
  4. Вручную прокручивается привод ГРМ по часовой стрелке.
  5. Повторно сверяются метки.
  6. Извлекается отвёртка или лопатка с маховика.
  7. Производится установка кожуха ГРМ.
  8. Подключаются клеммы к АКБ.
  9. Запускается мотор.

Перед заменой нужно приобрести комплект ГРМ. Лучше купить готовый, он включает в себя сам ремень и шкивы, которые тоже нужно заменить.

Также понадобится набор инструментов:

  • набор ключей (накидные, рожковые, головки);
  • шестигранник (для некоторых моделей);
  • домкрат;
  • ключ балонный;
  • монтажные лопатки.
Еще по теме  Вс про устройство эксплуатацию и ремонт кузова автомобиля

Для некоторых моделей авто (BMW E36 с мотором M40, Audi А6) дополнительно будут нужны отвертки и другой мелкий инструмент.

Комплект под замену

Учитывая сложность и значимость вышеописанных устройств нетрудно представить масштаб последствий при обрыве. В такой ситуации гарантировано повреждение клапанов и головок цилиндров, что означает дорогостоящий ремонт. Потому есть рекомендации по надлежащей эксплуатации и оперативной съемке детали.

В попытке сэкономить на расходниках, многие владельцы авто приобретают товары сомнительного качества. Такие маневры могут закончиться плачевно. Наиболее часто происходят обрыв или соскакивание ремня. Есть определенные нюансы, когда быстрый износ детали говорит о наличии проблем в самой системе:

  • разорванный или надорванный ремень с растрепанным кордом сигнализирует о слишком сильном натяжении;
  • при слабом натяжении может быть срезан зубчик с внутренней поверхности или наблюдаться его износ;
  • трещины на материале кольца говорят о перегреве или переохлаждении;
  • наличие пятен масла указывает на протечку двигателя, нужно обновить резиновое кольцо, поскольку оно будет соскальзывать на оборотах, а также проверить двс на течь;
  • при торцевом износе имеет место перекошенное натяжение;
  • сильный шум говорит о проблемах натяжения (слишком сильно, либо слишком слабо натянут).

Предвидеть конфуз можно, обращая внимание:

  1. На работу мотора. При изношенном ремне движок хуже заводится, с трудом набирает скорость на трассе: растянутое кольцо перескакивает через зубцы, провоцируя сбой системы зажигания. Двигатель начинает вибрировать, ощущаются весомые тяговые провалы.
  2. На выхлопные газы. Вследствие нарушения взаимодействия работы движка с зажиганием рабочая смесь частично остается в неизменном виде. Это ведет к поломке катализатора. Когда не переработанная смесь попадает в выпускную систему, температура резко повышается. Выход отработанных газов может быть более шумным, а цвет дыма окрашивается в черный. Причиной данной дисфункции может быть провисание.
  3. На звуки работающего двигателя. Ввиду растрепанности кольца работа мотора начинает сопровождаться какофонией из щелчков, клацанья и стука. При увеличении скорости громкость «музыки» соответственно увеличивается. Такой же сигнал о неисправности может подавать водяная помпа. В любом случае водителю стоит обратить внимание и диагностировать неполадки.

Как говорилось ранее, этот расходник найти и снять легко практически на любой машине. На некоторых моделях он приводит в действие не только механизм газораспределения, но и другие устройства, что значительно усложняет проходимый им маршрут. Чтобы сделать его работу более эффективной и компактной, ввели ограничение с помощью специальных валиков.

Прежде, чем снять ремень, нужно будет ослабить данные валики, снизив тем самым натяжение. Сняв резиновое кольцо и надев новое, с их помощью нужно будет отрегулировать степень натяжения. Специалист при замене совершает определенный комплекс мероприятий:

  • демонтаж узла;
  • снятие старой детали;
  • проверка соприкасающихся частей системы;
  • очистка поверхности от загрязнения;
  • установка новых деталей;
  • проверка и регулирование натяжения.

При обновлении детали, лучше менять и ремень, и сами валики. Состояние шкивов и валиков тоже оказывает значительное влияние на работу всей конструкции и срок службы расходников. Часто в магазинах их можно встретить в комплекте с ремнем.

Как правило, поломка происходит внезапно, потому не стоит пренебрегать сроком службы. В зависимости от автомобиля периодичность замены варьируется. Узнать более точную информацию можно в технической документации авто. В среднем, данный элемент газораспределительной цепи лучше менять через каждые 75 тыс. км пробега.

Если нет информации о том, когда в последний раз производилось обслуживание, можно оценить состояние визуально. При отсутствии трещин, провисаний, растрепанности боковых сторон и зубцов, он еще прослужит достаточно долго. В случае приобретения авто с рук, расходник лучше сразу заменить: неизвестно, когда он был установлен. При малом использовании автомобиля нужно менять не реже, чем раз в пять лет.

Не нужно забывать, что не последнюю роль в сроке службы авто и его деталей играет и дорожное полотно. Например, производители Renault утверждают, что их ремень грм способен прослужить верой и правдой не менее 120 тыс. км пробега по Европе. Как показывает практика, российские дороги укорачивают срок его службы в два раза.

Произвести замену расходника может человек, знакомый с устройством автомобиля и имеющий необходимые инструменты. В противном случае, лучше обратиться к специалисту. Перед проведением обновления нужно подготовить:

  • домкрат;
  • фонарик;
  • колесный ключ;
  • шестигранник на 5;
  • ключи торцевые, рожковые, накидные в соответствии с марком и моделью авто;
  • ключ под ролик натяжения.

Сам автомобиль стоит загнать на ровное полотно, поставив на ручник и установив страховочные опоры под колеса. Также нужно позаботиться о сохранении отметок газораспределительного механизма. Их соответствие нужно проверить по техдокументации. Последовательность действий при ремонте лучше изучить тщательно и вдумчиво заранее по «инструкции по ремонту» конкретной машины. По завершению мероприятий лучше не пренебрегать очисткой деталей: грязь, масла и пыль могут стать причиной повторного ремонта.

Предсказать точно продолжительность жизни ремня ГРМ невозможно, особенно если он уже менялся, и была установлена неоригинальная деталь механизма. Ставить неоригинальную деталь вообще довольно рискованное занятие, которое может привести к неприятным последствиям для механизма и двигателя в целом.

Еще по теме  Как обменять водительские права Какие документы нужны

Выясняя периодичность замены, следует также брать во внимание условия эксплуатации автомобиля. На срок службы ремня ГРМ влияет ряд факторов. Кроме того, что деталь постоянно подвергается динамическим нагрузкам, неблагоприятное воздействие оказывают перепады температур в подкапотном пространстве, контакт со случайными предметами, попадание жидкостей, загрязнений и пр. Ускорить износ способны также повреждения и некорректная работа иных элементов газораспределительного механизма.

Когда менять ремень ГРМ можно узнать из технической документации к транспортному средству, поскольку для конкретной марки машины периодичность замены может отличаться в силу конструктивных особенностей, а также материала самого изделия. В среднем нужно менять ремень ГРМ спустя 50 000 километров пробега авто и какой бы пробег не был указан производителем, необходимо учитывать, что имеются в виду идеальные условия эксплуатации. Так что если в документации заявлена цифра в 120 000 км, то её можно смело снизить на 30-40 000 км.

Срок службы

Замена, как правило, должна осуществляться каждые 60.000 – 85.000 километров пробега. При этом, это расстояние может варьироваться в зависимости от марки и характеристик.

Также необходимо учитывать условия, в которых большую часть времени эксплуатируется транспорт. Условия движения в городе считаются сложными, и ремень ГРМ в городском автомобиле рекомендуется менять достаточно часто, возможно даже чаще, чем это рекомендовано производителем. Это объясняется тем, что при проведении тестов невозможно учесть все реальные дорожные нагрузки и специфику окружающей среды, которая также сильно влияет на скорость износа деталей машины, в том числе и ремня ГРМ.

При определении срока замены ремня газораспределительного механизма, автомеханики обычно учитывают в первую очередь километраж на приборах автомобиля. Но опытный мастер всегда будет учитывать, где Вы ездите и при каких погодных условиях. В больших городах значительная часть пути проходит в пробке, а в таких условиях двигатель долго находится во включенном состоянии, не наматывая при этом километров.

Здесь, соответственно, невозможно ориентироваться только на километраж. Также стоит обратить внимание на то, что летом двигатель может перегреваться, а зимой наоборот, сильно охлаждаться, и, когда Вы заведете переохлажденный мотор, нагрузка на ремень и его ролики будет очень высокой, а вероятность обрыва большой.

Для чего нужны метки ГРМ

В первую очередь стоить отметить, что двигатель практически всех автомобилей работает в 4 такта, из которых есть два интересных именно для нас. Если говорить точнее, то речь идёт о впуске топлива в цилиндры и выпуске отработавших газов, совместно называемые газораспределением.

Для того чтобы в момент первого запуска после установки или ремонта ГРМ устройство работало чётко и с правильным газораспределением, валы мотора должны стартовать из правильных положений. Именно для регулировки такового и нужны специальные метки.

Важно понимать, что неправильная установка меток может как спровоцировать нерабочее состояние двигателя, так и вывести его из строя. Учитывая эти нюансы работы ГРМ, крайне важно знать, когда нужно выставление валов, и как осуществить его грамотно.

Допустим, особенности вашего случая предполагают необходимость выставления меток ГРМ. Что потребуется делать? В первую очередь, подготовить некоторый инструмент. Если быть точнее, то речь идёт о следующем инструментарии:

  • гаечный ключ 10-ой размерности;
  • плоская отвёртка;
  • домкрат.

Замена ремня ГРМ автомобиля - зачем нужен и когда менять

Отметим, что представленные выше инструменты необходимы только для регулировки положения валов мотора, а соответственно – выставления меток. Для разбора газораспределительного механизма и проведения его ремонта инструментарий определяется исходя из специфики конструкции ремонтируемого автомобиля и имеющейся поломки.

Выставляются же метки ремня ГРМ следующим образом:

  1. Первочерёдно отключаем АКБ и организовываем доступ к механизму;
  2. Затем при помощи домкрата слегка отрываем правое переднее колесо от земли;
  3. После этого находим распредвал и коленвал. Говоря проще, это самые большие шестерни, соединяемые цепью ГРМ или ремнем;
  4. Валы найдены? Самое время задаться вопросом о том, как выставить метки ГРМ. Для этого нам необходимо:
      Найти на шкиве вала риску;
  5. Найти метку на блоке двигателя;
  6. Путём вращения переднего колеса совместить оба указателя;
  7. Снять заглушку маховика коленвала и проверить, совпала ли его метка с меткой на корпусе блока двигателя;
  8. Если нет – то крутим колеса до тех пор, пока риски шкива и блока двигателя снова не совпадут. В ином случае никаких действий не предпринимаем.

Более точно визуализируют данный процесс следующие изображения;

Завершив выставление валов, собираем конструкцию автомобиля в первоначальный вид. Перед этим не забудьте лишний раз проверить метки на правильность расположения, чтобы потом не потребовалось заново всё разбирать.

Еще по теме  Сверление - это... Что такое Сверление?

Как выбрать деталь

При выборе ремней ГРМ опираются на несколько основных критериев:

  • неизменность характеристик и свойств детали на протяжении всего эксплуатационного срока;
  • отсутствие деформации из-за растяжения;
  • отсутствие дефектов и явных следов разрушения.

Сегодня в автомобильных магазинах представлен широкий ассортимент ремней газораспределительного механизма, из-за чего многим автовладельцам тяжело определиться с выбором конкретной модели.

Наиболее качественными считаются изделия, произведённые в Европе. Объясняется это жёстким контролем качества изготовляемых на европейских заводах деталей: проверяется каждый этап производства начиная от выбора сырья и заканчивая проверкой уже готовой детали. По этой причине многие автовладельцы очень высоко ценят ремни механизма марки Gates.

Одни из самых качественных ремней ГРМ выпускаются под маркой Gates

Производитель Информация о производителе
Dayco Компания из Италии, занимающаяся производством шарниров, приводных ремней и роликовых механизмов.
Gates Один из лидеров рынка производства и реализации приводных ремней. Продукция под маркой этого производителя встречается не только в сфере автомобилестроения, но и в сельском хозяйстве, металлургии, в области компьютерных технологий. Компания располагается в Бельгии.
Contitech Группа производителей, чья продукция устанавливается напрямую в новые автомобили при их сборке. Кроме того, компания занимается изготовлением механизмов пневмоподвесок, приводных систем, технических жидкостей и аксессуаров и деталей для салона авто. Немецкая фирма.
Bosch Самая известная и старая немецкая компания, специализирующаяся на выпуске автомобильных деталей, строительной и садовой техники, электроинструментов и бытовой техники. Располагается компания в Герлингене, Германия.
Lemforder Многие автолюбители знакомы с компанией под именем ZF. Производит подвески, приводы, трансмиссии и системы рулевого управления. Страна-производитель — Германия.
Балаково Отечественный производитель резинотехнических изделий, специализирующийся на производстве различных бытовых деталей, минеральных и химический смесей. Располагается завод в городе Балаково. Выпускаемые им детали пользуются огромной популярностью среди отечественных автолюбителей.

При покупке ремней ГРМ желательно обращать внимание на несколько нюансов, которые помогут определить и понять, какая запчасть оригинальная, а какая поддельная. Более подробно рассмотреть можно на примере ремней марки Gates.

Упаковка

Оригинальная упаковка ремня Gates не так проста для подделки

Оригинальная запчасть реализуется в плотной картонной коробке с качественно пропечатанным рисунком. В отличие от подделки, подлинная упаковка не такая мягкая, приятная на ощупь.

Зубчики ремня

Оригинальная лента Gates имеет чёткие надписи и ровные зубцы

Профиль зубцов ремня на оригинале ровный и одинаковый, по краям резины нет никаких следов неровной обрезки. Также стоит проверить оборотную сторону — на подделке обычно плохо пропечатываются надписи и цифры, маркировка выполнена не белым, а грязновато-жёлтым оттенком без указания страны-производителя.

Голограмма

Оригинальные упаковки, как правило, имеют голограммы

На оригинальной упаковке ремней Gates всегда в обязательном порядке присутствует голографический знак.

При покупке приводного ремня желательно приобретать сразу полный комплект ГРМ — его подделка более сложна и требовательна в исполнении. Стоит проверять, как выглядит упаковка и качество укладки составляющих — самого ремня и роликов к нему.

Оцените статью
Авторейтинг
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.