Чем опасны изношенные шины для авто — поведение на сухой и мокрой дороге

Автосалоны

МИФ: «Новые покрышки балансировать не нужно»

Как известно, летние и зимние покрышки имеют ряд существенных отличий, включая протекторный рисунок и состав резиновой смеси. У каждого вида резины есть также и свои особенности износа.

Зимние шины более мягкий и эластичные, что позволяет им сохранить свои свойства в морозы. Такой компаунд достаточно быстро истирается, если использовать его при высоких температурах, то есть летом. Остальные причины, указанные выше, также способствуют истиранию. Износ зимней резины особенно опасен, ведь от надежности протектора зависит качество сцепления со снегом и льдом.

Для летних шин глубина канавок также важна – они являются неотъемлемой частью дренажной системы, выводящей влагу из-под покрышек. Торможение и сцепление на разных типах поверхности – еще один важный фактор, зависящий от износа. Летние покрышки более жесткие, так что на холоде застывают, теряют свои основные качества, что также приводит к быстрому износу резины.

Так что важно не только следить за высотой протектора, но также и за тем, чтобы вовремя менять шины к сезону.

Степень изношенности шин

Предельно допустимый уровень износа шин определяется действующим законодательством. В общем, допустимая остаточная глубина протектора летней шины составляет 1,6 миллиметра, зимней — 4 миллиметра. Однако эксперты настоятельно рекомендуют менять покрышки до достижения минимального значения. В противном случае колеса не смогут обеспечить необходимый уровень безопасности.

Причины износа шин

Сделать это самостоятельно можно с помощью узорного, объёмного или числового индикатора, которые устанавливаются на автомобильную резину на заводе производителе.

  • Объёмный индикатор. Представляет собой выпуклость в бороздке протекторного рисунка. Когда края поверхностного рельефа сравниваются с резиновой меткой пора менять шину.
  • Узорный индикатор. Наносится в виде фигур, логотипов или полосок, которые оповещают о высоте протектора. Чем меньше их высота тем больше эксплуатационный ресурс, и тем скорее придётся производить замену.
  • Числовой индикатор. Самый информативный вариант определения износа. На резине выдавлены числовые показатели в процентном соотношении, начинающемся со ста процентов. Цифра сто имеет минимальную выпуклость, а сравнение границы протектора с последним числом указывает на необходимость срочной смены старых шин на новые.
  • Визуальный осмотр. Осмотреть шину со всех ракурсов. Боковой корд шины может быть в трещинах и порезах. В этом случае необходимо заменить на на новый комплект шин, так как при езде по загородным участкам дороги могут спровоцировать нагрев и разрыв бокового участка шины, что приведет к потере управляемости и серьезным последствиям.
Еще по теме  Зазор на свечах зажигания. Какой должен быть и на что он влияет

Как видно из выше сказанного, самостоятельный контроль эксплуатационного ресурса шин не так уж и сложен. И если всегда следить за показателями можно своевременно проводить замену колёс, и наслаждаться отличной безопасной ездой независимо от времени года.

Придерживайтесь такого правила, и вы всегда будете уверены в своих силах, а также в полном подконтрольном подчинении транспортного средства в любых дорожных ситуациях.

Выделяют несколько типов износа покрышек, и каждый из них может быть вызван разными причинами.

Двусторонний и центральный износы появляются по причине несоответствующего давления в шинах. При давлении ниже нормы шина начинает больше изнашиваться по краям, и получается двусторонний износ. Перекачивать шины тоже не стоит: нагрузка по пятну контакта распределяется не равномерно, а ближе к центру, значит, шина изнашивается быстрее в центральной части протектора.

Многочисленные места износа по окружности являются прямым следствием дисбаланса. Особенно это характерно для шин рулевой оси, но может появляться на всех осях. Исправить ситуацию может балансировка, но лишь частично: колесо, потерявшее округлость, будет изнашиваться более интенсивно.

Повторяющиеся места износа по окружности шин могут быть причиной неисправности подвески — рычаги, амортизаторы и пружины. После диагностики и ремонта подвески шину нужно заменить, так как такой характер износа больше не обеспечивает ее равномерное вращение.

Локальный износ в виде пятна – прямой результат экстренного торможения с заблокированным колесом. Равномерность вращения колеса в этом случае также нарушена и шину придется заменить. Если оставить автомобиль на длительное время на стоянке, то существует риск образования на шинах плоских площадок, которые потом во время движения будут вызывать биение колес.

Износ протектора в виде зазубрин или гребенчатый износ часто наблюдается у шин ведущей оси с блочным рисунком протектора. Он вызван тем, что во время движения шина деформируется — в месте контакта с дорогой протектор вдавливается внутрь, а по мере вращения колеса дальше снова выпрямляется. Это приводит к тому, что на передней кромке протектор изнашивается больше, чем на задней.

Существуют определенные требования к каждому типу транспорта относительно остаточно глубины протекторного рисунка. Их можно представить в виде таблицы.

Категория транспортного средства Расшифровка категории Минимальная допустимая глубина протектора

L

Мотоциклы и мопеды 0,8 мм
N2, N3, O3, O4 Грузовые авто и прицепы, свыше 3,5 тонн 1 мм
M1, N1, O1, O2 Легковые автомобили, грузовые автомобили и прицепы до 3,5 тонн 1,6 мм
M2, M3 Автобусы (имеющие более 8 мест для пассажиров) 2 мм

Последствия езды на изношенных шинах

Могут быть довольно плачевными и очень затратными. Главным негативным фактором, является плохое сцепление с дорогой. Из-за этого в разы снижается возможность правильного управления машиной, транспортное средство может не вписаться в поворот, и даже слететь со своей полосы в кювет или на встречную полосу движения.

Еще по теме  Регулировка и настройка карбюратора авто своими руками - проблемы в работе

Второй вид риска кроется в постоянной угрозе разрыва истончённой покрышки даже при минимальной нагрузке автомобиля. Такая ситуация может привести к полной потере управления, и страшной лобовой аварии.

Чем опасны изношенные шины для авто - поведение на сухой и мокрой дороге

Также не стоит забывать, что изношенные шины иногда становятся причиной повышенного расхода топлива, и ухудшают эстетичный вид железного коня. По состоянию колёс можно смело судить о техническом обслуживании транспорта, и как следствие о внимании и заботе хозяина.

Почти аналогичны вышеуказанным факторам. Однако многие автовладельцы, наблюдая хотя бы небольшой рельеф на резине, или используя старые покрышки, много лет провалявшиеся в гараже, считают, что можно повременить с заменой и дождаться максимального износа, или сезонной смены.

Ещё очень популярно у отечественных автомобилистов приобретение шин Б/У, смена колёс местами, и установка на ведущую пару менее истёртой резины. Такой вариант откладывает на время обязательную покупку, и экономит материальные средства нерадивого собственника.

Однако как показывает практика — скупой платит дважды. Использование шин со средним износом также опасно, как и эксплуатация полностью лысых колёс. Даже на сухой дороге, при скорости до шестидесяти километров в час, тормозной путь при изношенном протекторе может составить более двух метров. А это значит, что и в этом случае желательно раскошелиться, и приобрести новый комплект резины, который может в любой момент стать спасителем жизни в непредвиденной аварийной ситуации на дороге.

Многие водители даже не задумываются над тем, какую опасность таит в себе изношенная резина. Тем не менее, существует целый ряд рисков, о которых не следует забывать.

Истертый протектор способствует тому, что тормозные свойства шин ухудшаются. Это может привести к столкновению и аварии, даже если вы вовремя нажали на тормоз. Кроме того, резко снижается управляемость: автомобиль перестает слушаться команд рулевого колеса, водитель теряет контроль над транспортным средством.

Чем опасны изношенные шины для авто - поведение на сухой и мокрой дороге

Повышается риск аквапланирования. Это происходит из-за того, что истощенная дренажная система уже не может достаточно быстро эвакуировать влагу из контактного пятна.

Транспортное средство, даже при небольшом повороте дороги, на полустертых покрышках может резко развернуться, преграждая путь следующим за ним автомобилям. Ну а если перекачать шины, они могут даже взорваться.

Поведение в разных дорожных условиях

Характеристики изношенной резины меняются, что ощущается и на мокрой, и на сухой трассе, а также на неровных поверхностях.

На влажной дороге уменьшенный протектор хуже справляется с большим отводом воды из пятна контакта шины с дорожным полотном. Особенно четко это можно почувствовать при езде в сильный дождь, когда автомобиль начинает раньше времени всплывать при проезде даже небольших луж и становится тяжелым в управлении. Ухудшается управляемость, а тормозной путь увеличивается.

Еще по теме  Как использовать преобразователь ржавчины

На сухой поверхности при резком торможении, повороте или максимальном разгоне между шиной и дорожным полотном образуются продукты износа. При этом, канавки между протекторными блоками слишком мелкие, чтобы их вывести, поэтому сцепление шины с дорогой падает. Особенно это касается тех случаев, когда шины эксплуатируются в предельных режимах, например, на высоких скоростях.

Особенно опасны покрышки с изношенным протектором на неровных поверхностях. Шина не может справиться с ямами и рытвинами вследствие недостаточного уровня сцепления.

Что такое аквапланирование?

Летом во время дождя при движении на большой скорости автомобиль может стать неуправляемым, т.к. шина как бы начинает скользить (плыть) по поверхности. На мокрой дороге сцепление протектора с покрытием уменьшается из-за появления водяного клина между шиной и асфальтом. Водяной клин образуется из воды, выдавленной из-под колеса в процессе движения.

По мере увеличения скорости движения увеличивается количество выдавленной воды. Водяной клин растет – шина все больше всплывает над дорожным покрытием. Когда скорость движения достигает критического значения и между шиной и покрытием образуется сплошной слой воды, автомобиль теряет контакт с дорогой и становится неуправляемым. Этот эффект называется аквапланированием.

Если на мокрой дороге автомобиль «всплыл», не стоит поворачивать руль или пытаться тормозить. Когда скорость упадет и автомобиль обретет контакт с дорогой, повернутые колеса могут вызвать бросок автомобиля в сторону, а заблокированные тормозами – спровоцировать занос. Аквапланирование возможно во время дождя или просто при въезде в лужу на высокой скорости.

Для борьбы с аквапланированием на шины наносят ламели (канавки) специальной формы, которые способны эффективно выталкивать воду из-под колес. Очень часто на таких шинах имеется соответствующая маркировка Rain – дождь или Aqua – вода. Если такой маркировки нет, то это вовсе не значит, что эти шины нельзя эксплуатировать в дождь.

Сухие дороги и теплая погода поставили перед автомобилистами очередную проблему – переход на летнюю резину. Некоторые, правда, считают, что «переобуваться» необязательно и можно круглый год ездить на всесезонных или на старенькой лысой лето откатать, а может и на зимних шинах можно еще поездить. Подобные заблуждения довольно опасны, попробуем разобраться, какие из них правда, а какие нет.

Некоторые автолюбители, желая сэкономить, задумываются о покупке иностранных шин, откатавших по дорогам Европы или Японии несколько сезонов. Связываться с ними не стоит. Это кот в мешке, поскольку точно неизвестно, в каких условиях они эксплуатировались и почему они сняты с автомобиля. А может быть, они тормозили юзом, были перегреты, перегружены или имеют скрытый брак? К тому же бывшие в употреблении летние шины прослужат гораздо меньше новых.

По материалам российской прессы подготовил Павел Друзин

наверх

Оцените статью
Авторейтинг
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.