Когда и как чистят дроссельную заслонку

Обзоры

Причины и признаки загрязнения дроссельной заслонки

Чтобы не перепутать симптомы, указывающие на чрезмерный нагар на заслонке, лучше для начала визуально её осмотреть и если на стенках узла дросселя нет видимых масляных или закоксованных отложений, то, с большей долей вероятности, чисткой дроссельной заслонки проблему вы не устраните.

Сами признаки выглядят так:

  • проблемный запуск двигателя;
  • неровная работа двигателя;
  • плавание оборотов на холостом ходу;
  • зависание оборотов двигателя;
  • провалы оборотов до полной остановки.

Существует несколько причин, почему дроссельная заслонка со временем загрязняется. Избегая их появления вы автоматически продлите сроки между ее очисткой. К упомянутым причинам относятся:

  • Использование некачественного бензина. Если в нем имеется осадок, то он обязательно попадет в дроссельный узел, где превратится в нагар. Поэтому старайтесь заливать качественный бензин, и заправляться на проверенных заправках.
  • Забитый топливный фильтр. Если вы вовремя не поменяете топливный фильтр, то существует вероятность, что куски грязи с него попадут в топливную систему, в том числе в дроссельный узел.
  • Попадание пыли и грязи в систему впуска. Это может быть вызвано разными причинами — засорением воздушного фильтра, повреждением целостности воздуховода, различными механическими воздействиями.
  • Картерные газы с масляной пылью. Именно они являются основной причиной масляных отложений на заслонке. Они могут попасть в камеру сгорания через клапанную крышку из системы вентиляции картерных газов. Ситуация усугубляется тем, что они переносят масляную пыль. Именно она сгорает и остается в виде осадка на поверхности дроссельной заслонки.

Забитый топливный фильтрМеняйте вовремя воздушный и топливный фильтры, заливайте качественный бензин, и не допускайте попадания пыли в систему приточной вентиляции автомобиля. Все это избавит вас от необходимости проводить чистку дроссельной заслонки раньше регламентного срока.

В процессе езды на автомобиле на внешние и внутренние стенки дроссельной заслонки попадают различные газы, следы масла и частицы пыли, которые не способен задержать воздушный фильтр. Это может стать причиной отложений на стенках заслонки и привести к нарушению нормального функционирования данного элемента впускной системы.

Типичными признаками загрязнения дроссельной заслонки являются:

  1. Провалы в работе мотора на холостом ходу, когда он глохнет или обороты плавают.
  2. Нестабильный пуск двигателя внутреннего сгорания, когда он заводится с трудом.
  3. Появление рывков автомобиля на скорости менее 20 км/ч при нажатии на педаль акселератора.
  4. Заметное увеличение расхода топлива.

К основным причинам загрязнения заслонки относятся:

  1. Некачественный бензин. Данный фактор считается наиболее частой причиной загрязнения, которая требует чистки дроссельной заслонки. Причиной низкого качества горючего могут быть различные примеси и присадки, добавляемые с целью увеличения октанового числа бензина и в конечном итоге выпадающие в осадок. Данные загрязнения попадают в дроссель и превращаются в нагар, который мешает работе узла.
  2. Микрочастицы моторного масла, которые попадают на конструкцию узла через систему вентиляцию, а также частички пыли, которые проникают из атмосферы в воздуховод. Эти элементы смешиваются между собой и мешают нормальному движению заслонки, а в итоге нарушают работу двигателя в целом.
  3. Засорившийся фильтр топлива становится причиной загрязнения дросселя из-за несвоевременной смены данного элемента. После того как элементы грязи с фильтрующего элемента попадают на заслонку, она уже не может двигаться так, как было задумано при производстве автомобиля. Соответственно при небольшом открытии заслонки проникает малое количество воздуха, из-за чего топливо даже не воспламеняется.
  4. Чрезмерная запыленность воздуха также часто становится причиной загрязнения дросселя. Пыль может попадать на заслонку через поврежденный воздушный фильтр или неисправный воздуховод, тем самым мешая его нормальной работе.

Дроссельный узел регулирует подачу воздуха во впускной коллектор, благодаря чему в дальнейшем образуется топливовоздушная смесь с оптимальными для двигателями параметрами. Соответственно, при неисправной дроссельной заслонке технология создания указанной смеси меняется, что негативно сказывается на поведении автомобиля. В частности, признаками неисправности положения дроссельной заслонки является:

  • проблемный запуск двигателя, особенно «на холодную», то есть, на непрогретом моторе, а также его нестабильная работа;
  • значение оборотов двигателя постоянно колеблется, причем в самых разных режимах — на холостых оборотах, под нагрузкой, в среднем диапазоне значений;
  • потеря динамических характеристик автомобиля, плохой разгон, потеря мощности при езде в гору и/или с грузом;
  • «провалы» при нажатии педали акселератора, периодические потери мощности;
  • увеличение расхода топлива;
  • «гирлянда» на приборной доске, то есть, контрольная лампа Check Engine то загорается, то гаснет, и это периодически повторяется;
  • мотор внезапно глохнет, после повторного запуска работает нормально, однако ситуация вскоре повторяется;
  • частое возникновение детонации двигателя;
  • в системе выпуска выхлопных газов возникает специфический бензиновый запах, связанный с неполным сгоранием топлива;
  • в некоторых случаях происходит самовоспламенение топливовоздушной смеси;
  • во впускном коллекторе и/или в глушителе иногда слышны негромкие хлопки.

Когда и как чистят дроссельную заслонку

Здесь стоит добавить, что многие из перечисленных симптомов могут указывать на проблемы с другими элементами двигателя. Поэтому параллельно с проверкой неисправности электронного или механического дросселя необходимо выполнить дополнительную диагностику других частей. Причем желательно с помощью электронного сканера, который поможет определить ошибку дроссельной заслонки.

Существует ряд типовых причин, которые приводят к сбоям в работе дроссельного узла и описанным выше проблемам. Перечислим по порядку какие могут быть неисправности дроссельной заслонки.

Еще одна распространенная причина неисправности дросселя — проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки (ДПЗД). Функция датчика заключается в фиксации положения дроссельной заслонки на своем посадочном месте и передаче соответствующей информации ЭБУ. Блок управления, в свою очередь, выбирает определенный режим работы, количество подаваемого воздуха, топлива и корректирует момент зажигания.

При неисправности датчика положения дроссельной заслонки этот узел передает некорректную информацию к ЭБУ, либо не передает ее вовсе. Соответственно, электронный блок на основании неверной информации выбирает неправильный режимы работы двигателя, либо переводит его в работу в аварийном режиме. Обычно при выходе датчика из строя на приборной панели загорается контрольная лампа Check Engine.

Корпус дроссельной заслонки в двигателе автомобиля имеет непосредственную связь с системой вентиляции картерных газов. По этом причине на ее корпусе и оси со временем скапливаются смолистые и масляные отложения и прочий мусор. Возникают типичные признаки загрязнения дроссельной заслонки.

Это выражается в тому, что заслонка двигается не плавно, зачастую она заедает и подклинивает. Как результат — двигатель работает нестабильно, в электронном блоке управления формируются соответствующие ошибки.

Чтобы избавиться от таких неприятностей, нужно регулярно проверять состояние дроссельной заслонки, а при необходимости чистить ее специальными средствами, например, очистителями карбюратора или их аналогами.

Поскольку конструкция заслонок электронных дросселей  не отличается от устройств традиционного типа, и они требует периодической чистки дроссельной заслонки. О необходимости технического обслуживания электронной педали газа свидетельствуют следующие признаки:

  • затруднённый пуск силового агрегата;
  • неустойчивая работа двигателя;
  • нестабильные обороты холостого хода;
  • провалы и рывки при попытке набрать скорость;
  • замедленная реакция  при попытке увеличить или сбросить обороты.

Ускоренному отложению грязи и нагара на деталях акселератора способствует эксплуатация автомобиля с забитым топливным и воздушным фильтром, повреждение воздуховода и длительная езда на некачественном топливе. Но не думайте, что загрязнение узла происходит только по причине недостаточного внимания к машине со стороны водителя.

Если ДЗ забилась шлаком, мотор начинает работать нестабильно, основные признаки засорения дроссельного узла:

  • плавают холостые обороты ДВС;
  • движок не сразу реагирует на нажатие педали газа;
  • автомобиль едет рывками, сам меняет скорость движения.

Если смолистыми отложениями покрывается ось дросселя, она начинает заедать, и тогда педаль акселератора нажимается с усилием. Чтобы точно установить причину засорения ДЗ, необходимо снимать и разбирать узел, определяется степень загрязнения дросселя внешним осмотром.

 дроссельная заслонка в разобранном виде

Среди основных причин загрязнения можно отметить следующие:

  • Эксплуатация автомобиля на некачественном топливе. Бензин низкого качества с большим количеством осадков и примесей – одна из причин образования загрязнений в дроссельном узле.
  • Попадание грязи через систему подачи воздуха. Пыль и грязь, оседающие на деталях дроссельного узла, попадают во впускной тракт через загрязненный воздушный фильтр, воздуховод с нарушенной герметичностью. Воздушный фильтр рекомендуется менять в соответствии с регламентом завода-изготовителя (техобслуживание).
  • Загрязнение топливного фильтра. Топливный фильтр в отличие от масляного или воздушного, подлежит замене гораздо реже, но это не означает, что он меньше загрязняется и не представляет угрозы для деталей мотора. Грязь с него также может попасть на заслонку.

Опасны также осадки в виде масляной пыли от картерных газов. Масло с грязью и пылью на заслонке образуется из-за картерных газов, попадающих, как правило, через клапанную крышку.

Минусы очистки дроссельной заслонки

Много неопытных автовладельцев могут произвести неправильную чистку дроссельного узла, как минимум рискуя не получить желаемого эффекта, а как максимум — и вовсе навредить и вывести ДЗ из строя. Поэтому важно понимать когда нужно делать процедуру, как это делать и какие средства использовать.

Грязная дроссельная заслонка.

Чистая дроссельная заслонкаЧтобы правильно почистить дроссельную заслонку НЕ СТОИТ:

  1. Чистить заслонку в любой непонятной ситуации (даже шутки есть по этому поводу).
  2. Чистить заслонку не снимая её (эффективность такой чистки незначительна, поскольку зачастую есть возможность лишь удалить нагар на самой заслонке, а внутренние стенки и воздушные каналы заслонки не очищаются).
  3. При очистке ветошью использовать чрезмерное усилие, что может привести как к повреждению самой заслонки, так и рядом находящегося ДПДЗ.
  4. Использовать щетки, а не мягкие материалы. Такая ошибка тоже довольно часто приводит к потере работоспособности ДЗ, поскольку на некоторых дроссельных узлах внутренняя стенка и заслонка покрыты молибденом для ещё более гладкого прохождения воздуха. Этот слой зачастую путают с налетом и удаляют. Как результат — заслонка начинает либо «закусывать», либо пропускать лишний воздух (повышаются обороты).
  5. Забывать провести обучение дроссельной заслонки после чистки. Заслонки с электронной педалью газа нуждаются в правильном обучении ДЗ, чтобы выставить обороты холостого хода в требуемое значение.

Чистка дроссельной заслонки на Митсубиси и Ниссан требует особого подхода. Нужно действовать внимательно и аккуратно, чтобы не удалить защитный налет, так называемый «пятачок» — уплотнительное покрытие по контуру ДЗ. А также обязательно обучить заслонку для установки новых параметров работы двигателя).

Стоит ли чистить дроссельную заслонку?

Дроссельную заслонку стоит очищать каждые 30-50 тыс. км. Придерживаясь всех вышеизложенных рекомендаций и учитывая основные ошибки, которые делают неопытные автовладельцы, больше вопросов, как почистить дроссельную заслонку, будь-то механическая или электронная, возникнуть не должно. Для чистки необходим минимум приспособлений и затрат, всего-то: карбклинер и чистая ветошь, а также отвертка для демонтирования узла.

Грязная дроссельная заслонка

Чистая дроссельная заслонка

Все негативные последствия очищения дросселя связаны с неправильно выполненной процедурой. Часто это происходит, когда работу производит сам владелец машины или неопытный мастер сервисной мастерской. Наиболее распространенные ошибки, влекущие за собой недостатки в работе дросселя:

  • Поверхностная очистка дроссельной заслонки, без полного разбора всего модуля. Удаляется только малая часть грязи, и нормальная работа заслонки не восстанавливается.
  • Использование жесткой щетки, вместо мягкой ветоши. Механизм покрыт тонким слоем молибдена, который улучшает прохождение воздушного потока. Счищая нагар твердым предметом, легко можно повредить полезное напыление из молибдена.
  • Пренебрежение процедурой регулировки дросселя после очистки. Модулю с электронным управлением необходимо дополнительное обучение, чтобы скорректировать функциональность.
  • Чистка механизма с приложением силы. Может привести к повреждению датчиков положения дроссельной заслонки.
  • Использование домашних средств из бытовой химии, не предназначенных для чистки автомобильных механизмов.
Еще по теме  Замена масла в АКПП Фольксваген Тигуан 2.0

Работы по очистке дросселя, выполняемые профессиональными ремонтниками, требуют финансовых расходов. Этот фактор тоже можно отнести к минусам процедуры.

Подготовка к адаптации

Прогрейте двигатель и можете начинать адаптацию!

Чистка дроссельной заслонки

Необходимыми условиями для качественной инициализации дроссельной заслонки и её датчика являются:

  • прогретый двигатель ( 90 °C ) и коробка переключения передач;
  • АКБ с полной зарядкой и отключенными потребителями энергии;
  • положение передних колёс в средней позиции;
  • проверить исправность датчика при помощи прибора для контроля сопротивления резистора (благодаря сопротивлению резистора система определяет, на какой угол будет открыта ДЗ);
  • вручную проверить надёжность крепления электрического разъёма датчика.

Чиатйте также: Как Заменить Аккумулятор На Пежо 408

Если все пункты соблюдены и успешно выполнены, приступить к непосредственному перепрограммированию.

В редких случаях возможно сбрасывание адаптации дроссельной заслонки. Это может также привести к указанным проблемам. Причинами слетевшей адаптации может быть:

  • отключение и дальнейшее подключение аккумуляторной батареи на автомобиле;
  • демонтаж (отключение) и последующая установка (подключение) электронного блока управления;
  • дроссельная заслонка была демонтирована, например, для чистки;
  • педаль акселератора демонтирована и вновь установлена.

Также причиной слетевшей адаптации может быть попавшая в фишку влага, обрыв или повреждение сигнального и/или питающего провода. Нужно понимать, что внутри дроссельной заслонки есть электронный потенциометр. Внутри него имеются дорожки с графитовым напылением. Со временем, в процессе эксплуатации узла, они изнашиваются и могут износиться до такой степени, что не будут передавать корректную информацию о положении заслонки.

С помощью указанной программы “Ваг-Ком” можно программно адаптировать лишь автомобили, выпущенные немецким концерном VAG. Для других же машин предусмотрены свои алгоритмы по выполнению адаптации дроссельной заслонки. Рассмотрим пример адаптации на популярном автомобиле Chevrolet Lacetti. Так, алгоритм адаптации будет следующим:

  • включить зажигание на 5 секунд;
  • выключить зажигание на 10 секунд;
  • включить зажигание на 5 секунд;
  • запустить двигатель на нейтрали (МКПП) или Park (АКПП);
  • прогреть до 85 градусов по Цельсию (не газуя);
  • включить кондиционер на 10 сек (если имеется);
  • выключить кондиционер на 10 сек (если имеется);
  • для АКПП: используйте стояночный тормоз, нажать педаль тормоза и перевести АКПП в положение D (drive);
  • включить кондиционер на 10 секунд (если имеется);
  • выключить кондиционер на 10 секунд (если имеется);
  • выключить зажигание.

На других машинах манипуляции будут иметь схожий характер и не занимают много времени и усилий. Эксплуатации неисправной дроссельной заслонки на двигателе имеет печальные последствия в долгосрочной перспективе. В частности, при этом двигатель работает не в оптимальном режиме, страдает коробка передач, элементы цилиндро-поршневой группы.

Разгерметизация системы, то есть, возникновение подсоса воздуха может привести к некорректной работе двигателя. Для того чтобы найти места обозначенного подсоса, необходимо выполнить следующие действия:

  • При помощи дизельного топлива пролить места установки форсунок.
  • На работающем двигателе отсоединить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) от корпуса воздушного фильтра и прикрыть его рукой или другим предметом. После этого гофра должна немного съежиться в объеме. Если подсоса нет, то двигатель начнет «чихать» и в конечном итоге заглохнет. Если же этого не произошло — имеет место подсос воздуха в системе, и нужна дополнительная диагностика.
  • Можно попробовать закрыть дроссельную заслонку рукой. Если подсоса нет — двигатель начнет захлебываться и заглохнет. Если он продолжает нормально работать — есть подсос воздуха.

Некоторые автовладельцы накачивают во впускной тракт избыточное давление воздуха со значением до 1,5 атмосфер. Далее с помощью мыльного раствора можно найти места разгерметизации системы.

Алгоритм чистки

Теперь приведем пошаговый алгоритм правильной чистки дроссельной заслонки.

  1. В первую очередь необходимо добраться до самой заслонки. В разных двигателях конструкция разнообразна. Но как правило, для этого нужно снять воздуховод, который идет от заслонки до воздушного фильтра.
  2. Выполнить демонтаж заслонки. Для этого открутить несколько крепежных болтов (2-4 штуки), а также отсоединить необходимые разъемы (например, разъем с клапана продувки абсорбера).
  3. Для очищения необходимо пользоваться средством для чистки карбюратора. Их существует большое разнообразие, и в автомагазинах вы без труда найдете средство в соответствии с вашими предпочтениями и возможностями (о них мы поговорим далее).
  4. С помощью ветоши и упомянутого средства необходимо тщательно вытереть заслонку снаружи и внутри.
  5. Также нужно очистить защитную решетку (при ее наличии в вашем автомобиле).
  6. Сборка узла производится в обратном порядке.

Запомните, что чистить заслонку нужно тщательно, чтобы металл был максимально светлым. Это обеспечит после ее установки повышение динамических характеристик машины.

Легкий способ очистки дроссельной заслонки

Правильный способ очистки дроссельной заслонки

Легкий способ очистки дроссельной заслонки.

Когда и как чистят дроссельную заслонку

Правильный способ очистки дроссельной заслонки.

Чистка без снятия

Также многих автовладельцев интересует вопрос о том, как почистить дроссельную заслонку без снятия. Такие методы действительно существуют, однако сразу же нужно понимать, что качественная очистка возможна лишь при демонтаже заслонки.

None Итак, порядок действий без снятия узла:

  1. Как и в предыдущем алгоритме нужно снять воздуховод, чтобы добраться до заслонки.
  2. С закрытой заслонкой нужно побрызгать на поверхность очищающей жидкостью, и удалить очищенную грязь с помощью ветоши.
  3. Открыть заслонку и убрать грязь с боковой поверхности.
  4. Постараться, чтобы чистящее средство попало во все каналы. Процедура чистки аналогична с помощью ветоши.

Повторимся еще раз, что для качественной очистки дроссельную заслонку нужно снять с автомобиля. А при установке ее обратно желательно поменять прокладку заслонки на новую. Благо, ее цена невелика.

Как заявляют производители подобных средств, пользоваться ими нужно через каждые 7. . .

10 тысяч километров пробега. Чистить же заслонку с демонтажем нужно через каждые 30. .

. 50 тысяч километров пробега.

Также следует помнить, что в большинстве случаев после чистки дроссельной заслонки необходимо выполнять действия по ее «обучению». Эта процедура проводится либо с помощью компьютера (с подключением его к ЭБУ автомобиля), либо с помощью манипуляций с зажиганием и педалью газа. В данном случае универсальных рекомендаций дать невозможно, поскольку у каждого производителя и даже модели они могут значительно отличаться. Помните об этом!

Когда и как чистят дроссельную заслонку

Для этого вам понадобится специальное средство — очиститель впускного тракта. Можно пользоваться разными марками. Также для чистки можно использовать жидкость для чистки клапана EGR, WD-40, растворители.

Повторимся еще раз, что для качественной очистки дроссельную заслонку нужно снять с автомобиля. А при установке ее обратно желательно поменять прокладку заслонки на новую. Благо, ее цена невелика.

Как заявляют производители подобных средств, пользоваться ими нужно через каждые 7…10 тысяч километров пробега. Чистить же заслонку с демонтажем нужно через каждые 30…50 тысяч километров пробега.

Какие трудности могут возникнуть при чистке?

Если вы никогда не занимались этой работой, то сложности могут возникнуть уже на стадии выбора материалов. Покупать дешевые жидкости для промывки нельзя, это приведет к неприятным последствиям, выходу из строя датчиков, которые могут быть установлены в вашей машины за дросселем. Также впрыскивание непроверенных жидкостей может повредить детали камеры сгорания, очистив ее только частично. Но это частные случаи, которые иногда происходят при неумелом выполнении большинства стадий этого процесса.

Более часто встречаются такие ситуации:

  • при промывке грязь очищено только частично, что усугубляет проблемы с холостым ходом и качеством подготовки топливной жидкости для камер сгорания автомобиля, грязь важно устранить полностью;
  • из-за неисправностей системы вентиляции картерных газов или EGR дроссель снова быстро засоряется, что приводит к таким же проблемам уже на второй неделе эксплуатации машины;
  • при прочистке сборка произведена неправильно, что вызывает подсос воздуха в системе, из-за этого машина может вести себя совершенно непредсказуемо и презентовать владельцу самые разные проблемы;
  • есть трудности с подачей топлива, которые не были замечены в процессе работы с дроссельным узлом, из-за этого машина плохо едет, а чистка ничего не дает и не улучшает ситуацию с движением;
  • двигатель сильно изношен, чистка дает только временный результат, а затем все симптомы возвращаются, здесь нужно не дроссель чистить, а готовиться к капитальному ремонту двигателя.

Как Почистить Дроссельную Заслонку На Пежо

Вот такие неприятности могут происходить, если исполнитель не до конца понимает, что нужно делать с автомобилем в процессе чистки. Главной ошибкой многих неопытных исполнителей станет отсутствие программного контроля. В большинстве авто стоит электроника, которая управляет дросселем и может приоткрывать его при чрезмерном загрязнении.

Зачем чистить

Существует ряд специальных средств, предназначенных для очистки поверхности дроссельной заслонки. Некоторые народные умельцы используют для этого WD-40, ацетон, растворители и другие подобные составы. В принципе, их можно использовать, однако возрастает риск повредить что-нибудь внутри двигателя. На сегодняшний день в автомагазинах продается большое количество специальных средств для проведения упомянутой процедуры.

Наименование средства Описание Средняя цена Примечания
LIQUI MOLY DrosselKlappen-Reiniger (LM-5111) На сегодняшний день лучшее средство для очистки дроссельной заслонки. Качественно очищает грязь и масляные отложения. 520 р. Аэрозоль, объем 400 мл в баллоне.
Mannol Carburetor Cleanor Хорошо отчищает масло и грязь с заслонки. Стоит дешевле, чем ABRO, а в баллоне баллоне больший объем. 115 р. Аэрозоль, объем 400 мл в баллоне.
ABRO Carb{amp}amp;Choke Cleaner (CC-220) Качественный очиститель. Популярен у автовладельцев на территории нашей страны. 200 р. Аэрозоль, объем 220 мл в баллоне.

Стоимость указана по состоянию цен на лето 2020 года для Москвы и области

При появлениях описанных выше неисправностей проверьте состояние дроссельной заслонки. Ее чистка не составляет больших сложностей. Однако если вы ее почистите, то динамические характеристики машины значительно улучшаться. Поэтому не забывайте проводить регулярную чистку заслонки через каждые 30…50 тысяч километров пробега.

Специалисты рекомендуют проводить обслуживание дроссельных заслонок с электронным управлением не реже 1 раза в год или через каждые 20 тыс. км пробега. Процедуру чистки заслонки лучше  выполнять перед наступлением осенних дождей, чему есть  логичное объяснение. Дело в том, что из-за повышенной влажности поступающего воздуха отложения грязи на деталях привода, оси и  заслонке размягчаются. Из-за этого заслонка залипает, что  приводит к невозможности контролировать обороты двигателя и может стать причиной аварии.

На большинстве автомобилей зарубежного и отечественного производства привод электронной педали газа установлен непосредственно перед впускным коллектором. Доступность механизма и простота его обслуживания позволяют провести профилактику буквально за 15-20 минут.

Для этого вам понадобятся:

  • очиститель карбюратора (заменяется бензином, керосином, дизтопливом и т. д.);
  • силиконовая смазка в виде спрея;
  • ветошь;
  • отвёртка с плоским или крестообразным жалом (в зависимости от типа винтов, которые используются для крепления патрубка подачи воздуха);
  • кисточка с жёсткой щетиной или зубная щётка;
  • защитные перчатки.

Работу лучше  выполнять  последовательно – так вы избежите ошибок и будете уверены, что сделали все правильно:

  1.  Воспользовавшись отвёрткой, ослабьте хомуты крепления патрубка подачи воздуха и отсоедините гофрированный шланг от корпуса электронного акселерометра.отсоединяем шланг
  2.  Нажав на дроссельную заслонку, поверните её на 90 градусов и проведите внешний осмотр. Грязь и сажа на стенках корпуса — достаточное основание, чтобы немедленно приступить к чистке. Смолянистые и сажистые отложения в первую очередь забивают зазор, необходимый для работы двигателя на холостом ходу. Из-за этого обороты становятся нестабильными или же силовой агрегат и вовсе глохнет по причине прекращения подачи воздуха. Кроме того, касание заслонки к толстому слою нагара вызывает ее заедание и способствует усиленному износу пластиковых шестерён и других деталей привода.загрязненная электронная дроссельная заслонка
  3. Застопорите дроссель в открытом положении. Для этого между заслонкой и внутренней стенкой корпуса поместите подходящий по толщине предмет из дерева либо пластика – например, ручку той же отвёртки.дроссельная заслонка
  4. Приступая к чистке узла, обильно смочите моющим средством внутренние стенки и заслонку. Отдельное внимание уделите тем местам дроссельной камеры, сквозь которые проходит ось заслонки – скапливающиеся там смолянистые отложения как раз и являются причиной подклинивания узла вращения. В итоге дроссель поворачивается рывками и делает управление автомобилем некомфортным.размягчаем загрязнения
  5. Выдержав 10-15 минут для размягчения засоров, их удаляют при помощи щёточки. При необходимости процесс многократно повторяют, добиваясь полной очистки дросселя. Имейте в виду, что на некоторых моделях авто стенки дроссельной камеры покрываются специальным молибденовым покрытием. Чрезвычайно гладкий слой способствует ламинарному течению воздуха в канале и препятствует оседанию сажи. Не путайте это покрытие с  нагаром и не старайтесь его удалить. Напротив, применяйте  щадящие методы очистки и откажитесь от жёсткой щётки в пользу мягкой фланелевой тряпочки.удаляем грязь щеткой
  6. Добившись от стенок внутренней камеры мягкого, ровного блеска, очистите торцевую и заднюю сторону дроссельной заслонки.
  7. Насухо протрите  детали и поверхности  ветошью. Дополнительно продуйте узел сжатым воздухом.продуваем и вытираем заслонку
  8. После очистки дроссельной заслонки, чтобы электронная педаль газа работала мягко и плавно, нанесите силиконовую смазку на ось, заслонку и ту часть дроссельной камеры, к которой она примыкает.силиконовая смазка
  9. Присоедините воздуховод и затяните хомуты его крепления.завершаем очистку

После вмешательства в узел изменятся параметры положения дроссельной заслонки, поэтому в некоторых случаях проводят её обучение. Если обороты холостого хода начинают самопроизвольно изменяться («плавать», как говорят автомеханики), то обнулите энергозависимую память контроллера, на короткое время отсоединив «плюсовую» клемму от аккумуляторной батареи.

Ещё кое-что полезное для Вас:

И последнее, о чем хотелось бы напомнить: при первом запуске не нажимайте на педаль газа до тех пор, пока мотор не прогреется. Обеспечивая работу двигателя с номинальными оборотами в широком температурном диапазоне, вы позволите контроллеру адаптироваться к изменившимся условиям и установить оптимальные значения настроек холостого хода. В дальнейшем это даст возможность эксплуатировать автомобиль без каких-либо неожиданностей со стороны дроссельного узла.

Еще по теме  Когда необходима настройка головной оптики

Печать

Воздушная смесь, подаваемая во впускной тракт двигателя авто, нужна для эффективного сгорания топлива в камере. Если воздуха будет не хватать или его объем не будет соответствовать требуемому при заданном режиме работы мотора, то топливно-воздушная смесь будет сжигаться менее эффективно. Это приводит к нестабильной работе двигателя, падению мощности, увеличению расхода топлива.

Элементы цилиндропоршневой группы камеры сгорания рассчитаны на работу с определенным объемом и составом топливно-воздушной смеси.

электронный дроссель в сборе

О том, как правильно почистить дроссельную заслонку, знает каждый мастер специализированного автосервиса, но далеко не любой автовладелец. А ведь выполнять эту процедуру рекомендуется не реже 30-50 тыс. км пробега — в зависимости от качества используемого топлива, состояния фильтров и систем.

Почистить дроссельную заслонку можно, не снимая клапан или же со снятием детали. В первом случае используется очиститель впускного клапана. Сначала демонтируется воздуховод, после чего при закрытом состоянии заслонки средство, которое обычно выпускается в виде аэрозоли, наносится на поверхность детали.

Обратите внимание, что частичная прочистка так же, как и промывка форсунок без снятия, не позволит полностью удалить все загрязнения с детали. Поэтому лучше все же выполнять процедуру со снятием дросселя.

Полная очистка

Полная очистка от загрязнений и нагара возможна лишь при снятом устройстве. Правильно демонтировать узел нужно так:

  1. Отсоединить воздуховод.
  2. Демонтировать заслонку, открутив болты и отсоединив разъемы.
  3. Средством для чистки карбюратора или специальным составом для дроссельных заслонок с помощью мягкой ткани тщательно протереть деталь изнутри и снаружи.
  4. Повторить процедуру чистки несколько раз, не допуская сильного механического воздействия, которое может привести к удалению защитного покрытия металла, повреждению самой заслонки и датчика её положения.
  5. После чистки дросселя собрать весь узел системы подачи воздуха в обратной последовательности.
  6. «Обучить» заслонку после установки с выставлением оборотов холостого хода в требуемое (заводское) значение.

Загрязнения могут попадать и на датчик положения. Из-за неправильной работы датчика, потери или плохого контакта информация, поступающая на ЭБУ автомобиля о положении детали, будет неверной. В результате двигатель не будет набирать обороты — или, что опаснее, во время движения заслонка откроется полностью, что приведет к увеличению скорости вместо торможения.

принцип работы е-дросселя

Жидкостью с мягкой тканью удаляют загрязнения и масляный налет с датчика, не прилагая чрезмерных усилий.

Существует ряд специальных средств, предназначенных для очистки поверхности дроссельной заслонки. Некоторые народные умельцы используют для этого WD-40, ацетон, растворители и другие подобные составы. В принципе, их можно использовать, однако возрастает риск повредить что-нибудь внутри двигателя.

На сегодняшний день в автомагазинах продается большое количество специальных средств для проведения упомянутой процедуры. Все они стоят относительно недорого. Поэтому с учетом того, что чистить дроссельную заслонку нужно не так часто, то любой автовладелец в состоянии приобрести себе подобное средство.

Стоимость указана по состоянию цен на лето 2017 года для Москвы и области.

Различные производители автомобильной химии предлагают ряд средств для чистки дросселя и его составных элементов. Некоторые используют такие средства, как ацетон или спирт, но они могут нанести вред некоторым частям узла, поэтому специалисты рекомендуют использовать специализированные очистители с особым составом. Такое средство не окажет пагубного воздействия на элемент, если все сделать правильно.

Пошаговая инструкция

устройство дроссельной заслонки

Дроссельная заслонка обычно оборудована датчиком положения (ДПДЗ) и регулятором холостого хода (РХХ), который зачастую тоже называют датчиком. Эти механизмы позволяют автомобилю тронуться с места и помогают поддерживать оптимальные обороты вала в зависимости от нагрузки на бортовую сеть. При очистке заслонки этим датчикам стоит уделить большое внимание, потому что поверхностное мытье (без снятия узла) не обеспечит должного результата, оно возможно только при крайней необходимости.

Для работы подготовьте минимальный набор инструментов и материалов: отвертку, гаечные ключи, кисточку, очиститель. Особых физических сил не потребуется – только аккуратность!

Демонтируйте узел

  • Снимите воздушный патрубок, который связывает дроссельный узел с фильтром очистки воздуха
  • Уберите корпус воздушного фильтра, открутив болты, которыми он крепится к двигателю, и отсоединив патрубок снизу
  • Проверьте заодно состояние резиновых уплотнителей: со временем они усыхают, возникает люфт, корпус фильтра начинает дребезжать, слабая затяжка болтов вызывает подсос воздуха в дроссельную заслонку
  • Обратите внимание на дроссельную заслонку: между ней и корпусом фильтра находится резиновое уплотнительное кольцо; наденьте его на фильтр – так будет легче собрать все обратно
  • Если на заслонке стоит механическая тяга, снимите ее: без приложения силы, немного поддев и отведя в сторону
  • Отсоедините датчик положения заслонки и регулятор холостого хода, отжав разъемы
  • Снимите фиксирующую скобу и вытащите дроссельную заслонку

Очистите заслонку

Прежде чем мыть узел, закройте отверстие во впускном коллекторе чистой тряпкой или салфеткой, чтобы туда не попадала пыль.

Снимите с заслонки регулятор холостого хода, открутив два винта. Не забудьте, что под ним также есть резиновое уплотнительное кольцо – его тереть и замачивать в бензине не нужно, чтобы не повредить. Если состояние уплотнителя уже не внушает доверия, необходимо подобрать новый.

Мыть заслонку можно чем угодно. Многие используют для этого обычную кисточку и очиститель для карбюратора.

Недавно на рынке смазочных материалов появился новый уникальный продукт – Очиститель металла MODENGY. В его состав входят смесь органических растворителей, углеводородный пропеллент и функциональные добавки.

Причины и признаки загрязнения Е-дросселя

Очиститель растворяет загрязнения различной химической природы, в том числе нефтепродукты, буквально за несколько минут – в отличие от многих других составов, которые для эффективности выдерживаются в несколько раз дольше.

Средство быстро и без остатка испаряется, поэтому работать с ним очень удобно.

Чистить заслонку до зеркального блеска снаружи нет смысла – она быстро покроется пылью. Первоочередная задача – вымыть ее изнутри, особенно в месте соприкосновения заслонки с корпусом. Очистке подлежат также каналы поступления добавочного воздуха, шток регулятора холостого хода и колодец под него.

После очистки дроссельной заслонки дайте ей высохнуть и оцените результат!

Соберите узел

  • Поставьте на место регулятор холостого хода и верните заслонку туда, откуда вытащили (она должна попасть в паз), закрутите крепящую скобу
  • Установите тягу, предварительно смазав наконечники любой пластичной смазкой (это необязательно, но крайне желательно); проверьте ход тяги рукой: он должен быть плавным, без «закусываний» и рывков
  • Наденьте патрубок вентиляции на корпус воздушного фильтра и прикрутите его болтами
  • Наденьте воздушный патрубок

Для настройки РХХ снимите клеммы с аккумуляторной батареи и через 15 минут вновь оденьте их. Заведите двигатель и выдержите его на холостом ходу около 10 минут. Затем заглушите мотор на 10 секунд и опять заведите. После прогрева двигателя до рабочей температуры автомобиль готов к эксплуатации.

При замене регулятора холостого хода проблемы с оборотами поначалу неизбежны и не стоят опасений. Датчик не сразу входит в нужное положение, адаптируясь к работе.

Если дроссельный узел оснащен электрической системой управления заслонкой, его регулировка выполняется немного иначе: после запуска и прогрева двигателя до рабочей температуры заглушите его на 10 секунд. Далее на 3 секунды включите зажигание и нажмите на педаль акселератора 5 раз. Спустя еще несколько секунд выжмите педаль газа до упора и держите ее в таком положении до тех пор, пока индикатор «проверьте двигатель» не будет гореть постоянно. После этого отпустите педаль газа и заведите двигатель.

Итоги

None Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Диагностика и ремонт4 августа 2019Почти каждый водитель слышал от сотрудника автомастерской рекомендацию о том, что необходимо почистить дроссельную заслонку. Опытные автолюбители, которые разбираются в строении автомобиля, поймут, о чем идет речь, ведь своевременная чистка данного устройства дает возможность не допускать сбои в работе двигателя. Остальным поможет наша статья, посвященная описанию данной детали и функциям, которые она выполняет.

Принцип действия

расположение дроссельной заслонки

Электронный дроссель выполняет такие же функции, что и механический – регулирует количество воздуха, поступающего во впускной коллектор двигателя. Конструктивно он состоит из корпуса с дроссельной камерой и установленной на подвижной оси заслонки. Основные отличия находятся в механизме привода.

Раньше при нажатии на педаль акселератора водитель приводил в движение трос, который проворачивал сектор газа на нужный угол. Сегодня поворотом заслонки управляет установленный на ее оси электропривод, а степень открытия дросселя регулируется по команде блока управления силовым агрегатом. Утратив механическую функцию, педаль газа выполняет роль аналого-цифрового преобразователя – с её помощью отслеживается степень нажатия и скорость перемещения ноги водителя. При этом электроника контролирует поведение педали акселератора и анализирует множество параметров работы двигателя.

Еще по теме  Сколько масла в коробке ВАЗ 2115 и какое лучше заливать: когда менять, как проверить уровень и долить смазку в КПП, видео про замену своими руками

Конструкция стала более сложной, а значит, менее долговечной, не так ли? Однако на деле внедрение электронного привода позволило получить ряд преимуществ:

  • электронный контроль предотвращает риск случайного открытия дросселя на слишком большой угол при трогании с места;
  • устанавливая оптимальное соотношение горючей смеси на всех режимах работы, устройство предотвращает появление рывков и провалов в работе двигателя и способствует его экономичности;
  • работая в тандеме с системами ABS, EBD, ESP и др. Е-дроссель является чрезвычайно удобным инструментом для своевременного изменения тяговых усилий.

Механизм электронного акселератора, напротив, стал более простым. Так, отпала потребность в механическом регуляторе холостого хода с его диафрагмами, клапанами и переходными каналами. В электронном дросселе обороты ХХ устанавливаются поворотом заслонки на небольшой угол. Происходит это по команде блока управления, есть возможность запрограммировать степень ее открытия в зависимости от температуры поступающего воздуха, степени нагрева двигателя и т. д. По этой же причине отпала и необходимость подогрева дроссельного устройства, из-за чего удалось упростить еще и систему охлаждения двигателя.

Что же касается механики привода электронной педали газа, то она состоит из простейшего редуктора, из пары пластиковых шестерён и маломощного электромоторчика. Проблемы доставляет электронная плата управления акселератором, которая интерпретирует команды микроконтроллера и предоставляет ему информацию о положении заслонки.

Дроссельная заслонка играет роль специального клапана. Когда он открыт, давление в системе впуска приравнено к атмосферному давлению. При закрытом клапане — понижается до показателей вакуума. Заслонка комплектуется одним из двух вариантов управления:

  1. Механический привод (для бюджетных машин). Дроссельный клапан связан с педалью газа тросом из металла.
  2. Электрический привод (для современных моделей). В этом случае применяется электронная система, которая может влиять на значение крутящего момента двигателя. Также при данном типе управления снижается расход топлива.

Дроссельная заслонка

Блок управления мотором принимает сигнальные импульсы от рабочих датчиков и превращает их в регуляторы воздействия на работу дроссельной заслонки.

Узел дроссельной заслонки включает в себя корпус, клапан, электрический двигатель, редуктор, возвратно-пружинный механизм и датчики состояния. Для обеспечения надежной работы модуля применяется пара датчиков положения дроссельной заслонки. Эти функции осуществляют потенциометры, имеющие скользящий контакт или магниторезистивный бесконтактный датчик. Если провод окажется неисправен, то при помощи возвратного пружинного механизма срабатывает аварийное расположение дроссельной заслонки.

Дроссельная заслонка, или просто дроссель, представляет собой составную часть двигателя автомобиля, с помощью которой осуществляется управление подачей воздуха во впускной коллектор. Само понятие «дроссель» зачастую понимается неправильно, например, в авиации он представляет собой устройство, меняющее тягу двигателя внутреннего сгорания, хотя, по сути, является тяговым рычагом.

Дроссельной заслонкой снабжена большая часть российских автомобилей, она представляет собой элементарное устройство, которое можно увидеть при снятии воздушного фильтра. Если фильтр стоит сбоку, то заслонка может находиться между ним и впускным коллектором. При образовании нагара на заслонке водитель рискует возникновением таких проблем, как снижение мощности мотора, сбои в системе зажигания и другие неприятности.

При малых нагрузках на двигатель в него подается малая доза смеси, которая дает небольшую энергию, соответственно и мощности требуется немного. Это означает, что двигателю нужно небольшое количество воздуха, чтобы сжигать малую порцию горючего. Если же нагрузка возрастает, то двигатель требует больше топлива для лучшей работы. А для того, чтобы топливная смесь полностью сгорала, нужно больше кислорода.

При нажатии на педаль газа дроссельная заслонка приоткрывается, а воздушный поток входит в коллектор. Чем сильнее нажимать на педаль, тем больше открывается заслонка и больше воздуха подается в коллектор. Именно за регулирование количества подаваемого воздуха и отвечает дроссельная заслонка.

Сколько стоит чистка в автосервисе

При самостоятельной чистке расходы зависят только от стоимости выбранной жидкости. Как правило, это сумма в районе 100-500 рублей в зависимости от производителя и магазина.

О том, сколько стоит почистить дроссельную заслонку в сервисе, мастер сообщит после предварительной диагностики. Помните, что проявление признаков загрязнения вовсе не означает, что требуется только чистка – возможны неисправности узла подачи воздуха и топлива. Поэтому точную цену без проверки назвать невозможно.

Вы можете самостоятельно чистить заслонку двигателя автомобиля, но, если у вас нет специальных навыков, однозначно лучше обратиться к мастерам в специализированный автосервис. В этом случае вы точно сэкономить время и не будете опасаться повреждений элементов системы впрыска, которые можете нанести неквалифицированными действиями.

При самостоятельной чистке расходы зависят только от стоимости выбранной жидкости. Как правило, это сумма в районе 100-500 рублей в зависимости от производителя и магазина.

О том, сколько стоит почистить дроссельную заслонку в сервисе, мастер сообщит после предварительной диагностики. Помните, что проявление признаков загрязнения вовсе не означает, что требуется только чистка – возможны неисправности узла подачи воздуха и топлива. Поэтому точную цену без проверки назвать невозможно.

Вы можете самостоятельно чистить заслонку двигателя автомобиля, но, если у вас нет специальных навыков, однозначно лучше обратиться к мастерам в специализированный автосервис. В этом случае вы точно сэкономить время и не будете опасаться повреждений элементов системы впрыска, которые можете нанести неквалифицированными действиями.

Способы чистки заслонки

Наиболее удобным способом чистки заслонки считается обращение в автомастерскую за помощью, но следует доверять эту процедуру проверенным и опытным мастерам. Также ее можно почистить самостоятельно, для этого существует 2 способа чистки:

  1. Поверхностная чистка. При данном способе не производится демонтаж дроссельной заслонки, а грязь и масляные пятна удаляются только с ее поверхности. Для такой процедуры достаточно иметь под рукой тряпочку и растворяющее вещество для чистки. Для начала нужно отсоединить патрубок от воздушного фильтра, сбрызнуть заслонку чистящим раствором, а после растворения налета удалить его тряпкой или бумажной салфеткой. Хотя данный метод довольно прост и быстр в исполнении, он считается малоэффективным, так как дроссельная заслонка, каналы и отверстия не очищаются полностью.
  2. Полная чистка. Требуется при более серьезных неисправностях, когда требуется удаление частиц грязи и масляных пятен с внутренней и наружной сторон дроссельного узла. При этом производится демонтаж узла, и нужно иметь при себе для этого некоторые инструменты. В первую очередь проводится отсоединение корпуса заслонки от гофры воздушного фильтра, а затем снимается трос, открывающий и закрывающий заслонку. После этого откручиваются все крепежи и снимаются имеющиеся разъемы, а старая прокладка дроссельного узла удаляется. На все элементы и видимые каналы узла наносится моющее средство, оставляется на несколько минут, а затем удаляется с помощью ветоши. Далее производится сборка в обратном порядке, заодно ставится новая прокладка. После этого нужно провести проверку исправной работы узла.

Назначение заслонки

Дроссельная заслонка – это клапан, при помощи которого осуществляется дозирование количества воздуха, подаваемого во впускной коллектор.

Для качественного сгорания горючей смеси, состоящей из бензина и воздуха, очень важно соблюдение пропорций компонентов, причем на всех режимах работы силового агрегата.

Чистка дросселя

Дозирование топлива выполняется системой впрыска, а за количеством воздуха «следит» дроссельная заслонка, являющаяся одним из ключевых компонентов системы впуска инжекторного мотора.

Основным компонентом этого узла является сама заслонка, открывающая-перекрывающая канал, по которому проходит воздух в коллектор. Управляет заслонкой водитель, нажимая на педаль акселератора.

В заключение

Состояние дроссельной заслонки следует проверять при всех неисправностях, которые были описаны в статье, тем более что ее очистка не представляет особой сложности. При регулярной чистке заслонки динамические характеристики автомобиля будут заметно улучшаться. Средства очистки стоят недорого и доступны любому владельцу автомобиля, поэтому проводить ее следует через каждые 30-40 тысяч км автопробега.

Неисправности дроссельной заслонки внешне можно определить по таким признакам работы двигателя – проблемы с запуском, снижение мощности, ухудшение динамических характеристик, неустойчивый холостой ход, увеличение расхода топлива. Причинами неисправностей может быть загрязнение заслонки, возникновение подсоса воздуха в системе, некорректная работа датчика положения дроссельной заслонки и прочие.

Процесс «обучения» заслонки

Немного об электромеханических заслонках, а точнее процедуре их «обучения» после чистки. Выполнять такую настройку нужно не всегда, на некоторых авто все делается в автоматическом режиме.

Чтобы понять, нужна ли настройка, достаточно перед закреплением воздуховода включить и выключить зажигание.

Плюсы и минусы автоматической коробки передач

Если в авто есть функция автоматической настройки, то после включения зажигания заслонка самостоятельно полностью закроется. В этом случае никаких дополнительных процедур делать не нужно.

Также в некоторых авто настройка делается путем сброса до заводских настроек, для чего достаточно на непродолжительное время снять клемму с АКБ.

Даже если и нужно проведение «обучения» дросселя, выполнить ее не сложно. На каждой конкретной модели используется свой алгоритм действий, который необходимо точно соблюдать.

Но в целом, действия водителя при «обучении» заслонки сводятся к тому, чтобы «показать» ЭБУ диапазон углов ее открытия. И для этого нужно включить зажигание на определенное время на полностью отпущенной педали акселератора.

Затем повторить ту же процедуру, но уже с полностью выжатой педалью. В некоторых случаях необходимо ЭБУ «показать» промежуточное положение заслонки (к примеру, при наполовину выжатой педали).

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Как почистить инжектор в домашних условиях.

Привод дроссельной заслонки

Существует два типа привода дроссельной заслонки — механический (с помощью троса) и электронный (на основе информации от датчика). Механический привод устанавливался на автомобили старых моделей, и в настоящее время встречается все реже. Его работа основана на использовании стального троса, соединяющего педаль акселератора и рычаг на оси вращения дросселя. Трос может растянуться либо порваться, хотя это и встречается достаточно редко.

В современных автомобилях повсеместно используется электронный привод управления дроссельной заслонкой. Команды на положение дросселя принимает электронный блок управления на основании полученной информации от датчика привода заслонки и ДПЗД. При выходе из строя одного или другого датчика блок управления принудительно переходит в аварийный режим работы.

  • машина слабо реагирует на нажатие на педаль акселератора (или вовсе не реагирует);
  • обороты двигателя не подымаются выше 1500 оборотов в минуту;
  • снижаются динамические характеристики машины;
  • нестабильные обороты холостого хода, вплоть до полной остановки мотора.

В редких случаях выходит из строя электродвигатель привода заслонки. В этом случае заслонка располагается в одном положении, что фиксирует блок управления, переводя машину в аварийный режим.

Разгерметизация системы

Панорамная крыша на авто: плюсы и минусы

Часто причиной неустойчивой работы двигателя автомобиля выступает разгерметизация во впускном тракте. В частности, воздух может подсасываться в следующих местах:

  • места прижимания заслонки к корпусу, а также ее ось;
  • жиклер холодного старта;
  • соединительная гофрированная трубка за датчиком положения дроссельной заслонки;
  • стык (вход) патрубка очистителя картерных газов и гофры;
  • уплотнения форсунок;
  • выводы для бензиновых испарений;
  • трубка вакуумного тормозного усилителя;
  • уплотнения корпуса дроссельной заслонки.

Подсос воздуха приводит к некорректному образованию топливовоздушной смеси и появлению ошибок в работе впускного тракта. Кроме этого, просачивающийся таким образом воздух не проходит очистку в воздушном фильтре, поэтому он может иметь в своем составе много пыли или других вредных мелких элементов.

Оцените статью
Авторейтинг
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.