Скрип тормозов: причины, диагностика, методы устранения

Обзоры

Опасно ли ездить на скрипящих колодках

Результат ответа, почему скрипят даже новые колодки в автомобиле, содержится в особенностях срабатывания тормозной системы автомобиля. В тот момент, когда нажимается педаль тормоза, ТК (тормозные колодки) с двух сторон тщательно зажимают диск.  Его остановка сопровождается определенной вибрацией на частоте, которую в состоянии воспринимать человек.

Громкость скрежета при торможении обусловлена конструкцией колесного свода. Получается, что вибрация присутствует всегда, просто водитель и пассажиры не каждый раз ее слышат. Кстати, правильного решения задачи, как выбрать колодки, которые не скрипят, просто не существует. Законы физики обмануть пока никому не удавалось.

Если скрип новых тормозных колодок (как вариант) носит чисто «декоративный» характер, все равно езда на машине со столь неприятным «звуковым сопровождением» не приносит удовольствия. Что уж говорить о том, если скрежет системы остановки – последствия серьезной поломки! 

Всем автовладельцам (марка и модель «железной ласточки» здесь не имеют значения) стоит помнить, что тормозной механизм – это важный узел всего транспортного средства. И даже незначительная неисправность может стать основанием серьезной проблемы. Именно поэтому, как только услышан шум при торможении (за исключением нехарактерных случаев) стоит сразу же приступить к детальной ревизии системы в целом.

Как показывает практика, устранение скрежета, замеченного на начальной стадии развития проблемы, не занимает много времени и не требует внушительных финансовых вложений. Если же советом пренебречь, в скором времени без полноценного ремонта автомобиля не обойтись. И это самый благоприятный исход, потому как опыт показывает, что создания серьезных аварийных ситуаций на дороге избежать удается далеко не каждому водителю.

Внимательное и бережное отношение к своей машине, периодические визиты в профессиональные мастерские поможет избежать появления проблем при эксплуатации.

Тормозные колодки

У неопытных водителей часто возникает вопрос, почему скрипят новые колодки при торможении автомобиля. При отсутствии четкого понимания самого принципа торможения машины, создается впечатление, что только длительная работа тормозной системы может стать причиной возникновения противного шума. В реальности, использование неоригинальной новой запчасти является причиной неисправности.

Нехарактерный звук при торможении транспортного средства может быть обусловлен конструкционными особенностями колодки. Отсутствие специфических скосов (что исключает полное прилегание к диску), вполне вероятно, приведет к вибрации. Это колебание и будет ответом на дилемму, почему скрипят новенькие колодки при торможении.

На задней стороне внутренних тормозных колодок зачастую устанавливается специальная пластина. Ее наличие предотвращает вибрацию, что, естественно, исключает появление скрипа. Более того, на задней стороне колодки пластина гасит колебания и отводит тепло.

•некачественный материал детали;

•отсутствие пропилов, предусмотренных конструкцией;

•нехватка противоскрипной пластины.

Проблему неприятного скрежета вполне реально решить путем замены запасной части.

Трение тормозного диска при торможении приводит к его разогреву. Когда температура становится критической (все зависит от особенностей используемого материала и конструкционного исполнения) деталь начинает издавать неприятный шум. В этом случае для решения проблемы придется менять колодки на более современную модель, с прогрессивными системами вентиляции. Но при экстренном (аварийном) торможении колодки заскрипят и после замены. Причина опять же будет в перегреве диска.

Приобретение новых как задних, так и передних тормозных элементов поможет найти ответ на дилемму: сильно скрипят колодки в процессе торможения, что конструктивно делать? При выборе важно ориентироваться на качество сборки и материала детали (покупать любые запасные части на автомобиль есть резон только в проверенных магазинах), так и на особенности нанесенного фрикционного слоя.

Еще по теме  Закон о треногах в 2019-2020 годах – законны ли частные камеры видеофиксации на дорогах в 2019 году

Отсутствие скосов на поверхности можно исправить самостоятельно, спилив кусок пластины. Но, при отсутствии должного опыта, решать вопрос таким образом не рекомендуется. Есть большой риск того, что, спилив большую часть детали, вместе со скрипом колодки уменьшится и эффективность ее работы. А это уже чревато весьма серьезными проблемами.

Установка новых запчастей (в данном отношении речь идет о смене устаревшего диска на модель с вентиляционными отверстиями) поможет решить проблему скрипящих тормозов. Но не стоит забывать, что для некоторых транспортных средств в старом исполнении нет модернизированных деталей. Выходом из сложной ситуации является оценка состояния диска. Если деталь изношена незначительно, вполне возможно ее проточить. Но такое решение недолговечное, и в скором времени проблема вернется.

Скрип тормозов: причины, диагностика, методы устранения

Вам нравится, когда по стеклу проводят гвоздем? Мы уверены, что нет. В этот же список крайне раздражающих для нежного человеческого уха звуков можно включить скрипящие тормоза. Скрип автомобильных тормозов – явление очень неприятное, и неважно, стоите вы на тротуаре, возле которого тормозит автомобиль, разносящий писклявый высокочастотный звук по всей округе, или находитесь в той самой машине. Это будет нервировать в любом случае.

Но для водителей подобное «пение» тормозных механизмов может быть четким индикатором возникшего сбоя. Причем различные по частоте звуки будут говорить о разных степенях проблемы. Проигнорируете сигнал – может произойти серьезная поломка или даже авария.

Как видите, тема важная, поэтому, если вы не в курсе, по какой причине внезапно начали пищать тормоза и пытаетесь найти ответ в сети Интернет, возможно, этот Топ-5 самых распространенных причин писка поможет вам добраться до истины. Если нет – смело езжайте к проверенным авторемонтникам, профессионалы с большим опытом выявят проблему и решат ее в кратчайшие сроки.

Итак, начнем. Первое, о чем хотелось бы упомянуть: звуковое сопровождение может быть различным – от высокочастотного писка до шорканья, от постоянного звука во время движения до кратковременного при нажатии на тормозную педаль. Все эти кусочки паззла помогут выявить конкретную причину появления звуков, а значит, появляется шанс исправить ситуацию.

Природа звука, исходящего от тормозов, всегда едина – в ее основе лежит вибрация одного или нескольких металлических компонентов тормозной системы.

Таким образом, поверхность диска будет задевать за поверхность тормозных колодок, что приведет к появлению ритмично повторяющегося скоблящего звука. Причиной «поплывшего» диска мог стать его перегрев или внезапное охлаждение после длительного торможения (автомобиль въехал в лужу на дороге). Также с этим биением сталкиваются «экстремалы», любящие подрифтить с зажатым ручником, или просто невнимательные водители, забывшие снять автомобиль с ручного тормоза. *

*Звук может появиться даже на новом тормозном диске, если его эксплуатация не подразумевает таких нагрузок.

Скрип тормозов: причины, диагностика, методы устранения

Износ тормозных колодок

Действительно, не все автолюбители вовремя меняют компоненты на своих автомобилях. Не следят за своим «железным конем», а потом удивляются: «Почему машина издает странные звуки?»

В особо запущенных случаях автолюбители истирают колодки в ноль, до металлической подложки. Явление редкое, но имеет место быть. Металл начинает тереться об металл, производя невыносимый для всего живого скрежет. Ужасно безответственное отношение к безопасности!

Это просто финиш!

С такими «колодками» автомобиль полностью перестает тормозить. Его начинает уводить в сторону, а поршни суппортов выходят из своих посадочных мест настолько далеко, что могут в любой момент заклинить колесо!

Изношенная в «ноль» – слева и новая колодка – справа

Для предотвращения подобного рода эксцессов инженеры придумали «индикатор износа колодок» – металлическую скобу, выступающую над поверхностью опорной металлической плиты на два-три миллиметра. Когда придет время менять колодки, вы услышите легкий царапающий звук. Не игнорируйте его, ведь настало время заменить старые колодки. По возможности приобретайте колодки с этим индикатором, он ставится не всеми производителями тормозных колодок.

Еще по теме  Как правильно выбрать передние и задние тормозные колодки. Советы специалистов

На индикатор износа – «пищалку» – указывает палец в синей перчатке

Как устранить проблему. Замените колодки на новые. Напомним, что меняется комплект попарно: передние колодки с левой и правой стороны.

Износ тормозных дисков

Также некоторые автолюбители совершенно забывают о том, что тормозные диски тоже подвержены износу. Пусть и гораздо более медленному. Сравните, передние колодки в основном ходят от 15 до 35 тыс. километров. Разброс продиктован разным качеством и составом тормозной поверхности. Нагруженные передние диски не потребуют замены на протяжении 100 тыс. км и более. Но это не означает, что про них стоит забывать. И не проверять их толщину.

Износ также может происходить из-за ржавления диска. Вы наверняка замечали, что после долгой стоянки в дождь диски покрываются бурым налетом. Ничего хорошего он не сулит.

Загрязнение отрицательно сказывается и на колодках. Грязь буквально въедается в них, что приводит к ухудшению торможения.

Как устранить проблему. Очистить поверхность колодок несложно, достаточно пройтись по ее поверхности малоабразивной наждачной бумагой (маркировкой от 100 до 200). Диски можно почистить очистителем тормозов. Если они очень сильно заржавели, лучше поменять тормозные диски на новые.

Да, тормозные механизмы нужно смазывать там, где есть движущиеся части. Работать они от этого будут лучше, а посторонних шумов будет меньше. Не знаете, как это сделать? Обратитесь к автомеханику. За 2000 рублей вам переберут и смажут все нужные части всех четырех тормозных механизмов.

Причины возникновения скрипов

Что делать, если скрип тормозных колодок не только мешает адекватно и уверенно управлять автомобилем, но и создается слышное всем «звуковое сопровождение»? Нервы водителя и его пассажиров, как и соседей, родственников и просто прохожих не выдерживают такого напряжения. Соответственно, перед тем как в ускоренном ритме ехать к автомеханикам, стоит разобраться, а почему же скрипят тормозные колодки. Четкое понимание здесь не только расширит кругозор, но и поможет принять верное решение.

Суппорт и направляющие

Пыльник основного поршня (суппорт тормозного механизма) очень часто приходит в негодность (рвется) после длительной эксплуатации. Причиной его повреждения может стать и механическое вмешательство. В любом случае, нарушение целостности приводит к тому, что внутрь механизма попадают грязь, пыль, вода, масло и проч.

Истирание, вполне вероятно, приведет к заклиниванию колеса. Заедание колодок вследствие коррозии – одна из распространенных причин появления скрипа. Неисправность тормозного диска можно определить самостоятельно. Темный цвет – деталь неисправна.

Важно проверить состояние тормозных элементов. Тщательная ревизия поможет определиться с тем, нужно ли менять колодку (или же проблема скрипа решается путем скрупулезной очистки пыльника). Ход колодки относительно поршня рабочего цилиндра должен быть вольным (ничто не должно мешать возвращению на точку старта).

Пискуны

В данном контексте имеется в виду работа специального приспособления, которое в народе носит название «скрипун». На нерабочие стороны тормозных колодок установлены специальные скобы. Характерный звук при торможении однозначно укажет на наличие поломки. Замена – вопрос времени. При сильном износе при торможении скоба будет касаться диска, что и станет причиной писка, определяющего название приспособления.

Как и со ступичным подшипником, решение проблемы заключается в замене негодной детали новенькой моделью. Важно помнить, что менять ТК необходимо в паре. Если пренебречь этим правилом, то о безопасности работы ТК можно и не говорить. Поэтому только попарная замена (вне зависимости от имеющегося состояния «пары»).

3. Износ или поломка деталей суппорта

Тормоза – это надежный и слаженно работающий механизм. Однако существует немало причин, по которым колодки перестают разжиматься, прижимаются с перекосом и так далее.

Как устранить проблему. Пальцы суппорта и направляющие колодок должны быть смазаны, не иметь ржавого налета или загрязнений. Особенно актуально делать их ревизию после зимы. В противном случае вы услышите протяжный скрип, который будет сигнализировать о том, что ваши колодки не встали на свое место после торможения.

Еще по теме  Эффект аквапланирования. Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться

Ступичный подшипник

Если подшипник находится в критическом состоянии (последствия сильного износа), то скрипеть он может, когда автомобиль тормозит и когда движется (причем чем быстрее движется автомобиль, тем сильнее будет слышен скрип). Все дело в том, что люфт подшипника нагревает ступицу. Тепло с этого узла постепенно переходит на пыльник, и далее, на весь узел торможения. Прежде чем приступать к замене колодок, следует провести ревизию подшипника ступицы.

А вот здесь решение однозначное и единственное: замена износившейся детали. Ездить с неисправной деталью очень опасно, потому как колесо может заклинить в любой момент.

Внешние факторы

Ответом на вопрос, когда скрипят задние колодки, что делать, может стать рекомендация пользоваться только асфальтированными дорогами. Гравий, песок, мусор неизбежно попадают в щели и отверстия автомобиля. Спрессованная грязь в любом случае не приводит ни к чему хорошему, а в случае с тормозами «ласточки» в результате ее наличия появляется противный скрип.

Бороться с природой – занятие неблагодарное. Если задние или передние колодки скрипят исключительно из-за внешних факторов, то и никакого особого решения здесь просто не требуется. В идеале — тормозную систему тщательно очистить от грязи. Если тормоза скрипят после поездок по бездорожью, то выезд на качественное дорожное покрытие полноценно устранит «звуковое сопровождение».

Нестандартные случаи скрежета на передних и задних колесах

В ряде случаев скрип тормозов не является следствием неисправности системы в целом. Знакомство с нетипичными случаями скрежета поможет лучше разобраться с проблемой.

1. В эксплуатации новой «ласточки» очень часто возникает вопрос, почему скрипят колодки. 

В некоторых моделях на детали нанесен своеобразный начальный слой. Именно этот нюанс и является актуальным решением задачи, почему скрипят тормоза после полноценной замены колодок. Истирание поверхностного слоя — причина тоненького писка, который не должен пугать автовладельца. Чтобы заранее избежать неоднозначных эмоций при покупке новых тормозных колодок, стоит определиться с их особенностями.

2. Барабанные тормозные механизмы защищают основные элементы системы, но при этом они могут привести к появлению «звукового эффекта».

Поможет нам справиться с этой неприятностью простая наждачная бумага, которой необходимо затереть места трения (чтобы ТК нечем было цепляться).

3.Металлическая крошка, налипающая на дисковые или барабанные колодки, является причиной скрипа тормозов.

Она снижает эффективность торможения. Выход опять же в использовании «наждачки». Обработка требует аккуратности, потому как сильное усердие может привести к счесыванию пластины.

Как заменить ТК своими руками

Скрип тормозов: причины, диагностика, методы устранения

Самостоятельная замена – задача сложная и ответственная. Начинать ремонт, не убедившись в  надежности фиксации автомобиля при помощи упоров, строго запрещено. После того как все условия безопасности работ будут выполнены, снимается колесо. Изношенные тормозные колодки демонтируются при помощи специального инструмента и оборудования. Важно: после демонтажа посадочное место должно быть тщательно очищено от грязи.

Ориентируясь на имеющуюся инструкцию, надо произвести обратную сборку и только после этого приступать к замене ТК на втором колесе. По завершении установки важно проверить целостность и герметичность тормозного контура. За таким сложным определением скрывается простое нажатие на педаль тормоза. Это нехитрое действие поможет колодкам занять правильное положение относительно остальных комплектующих тормозной системы.

Даже из столь краткого описания понятно, что замена ТК своими руками возможна только при четком понимании нюансов процесса, а также наличии практического опыта. По советам опытных водителей, не стоит рисковать своей безопасностью и безопасностью пассажиров. Идеальное решение – доверить замену тормозных составляющих компетентным автомеханикам.

Оцените статью
Авторейтинг
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.