Неисправности компьютера,причины поломки,диагностика,устранение КОМПЛЭЙС

Ремонт

Для чего нужен и где находится клапан вентиляции картерных газов (КВКГ)?

Клапан вентиляции картерных газов нужен для того, чтобы пропускать отработанные газы, что накапливаются в картере двигателя, обратно в камеры сгорания цилиндров через впускной коллектор. КВКГ обычно располагается во впускном коллекторе. Существует два типа вентиляции картерных газов: принудительный и непринудительный.

устройство системы вентиляции картерных газов схема
Схема устройства системы вентиляции картерных газов

Введение

Закончив свой шедевр, с некоторым расстройством Вы обнаруживаете, что он не работает. Неработоспособность может вариировать от мгновенного сгорания при включении питания (помните, какие предохранительные резисторы я всегда предлагаю? Теперь Вы знаете, зачем!), до странных звуков, прерывистого поведения и т.д. и т.п.

Невозможно написать статью, которая охватывала бы все возможные случаи неполадок, но, надеюсь, представленный здесь материал поможет устранять их с минимальными затратами.

Одно из положений, на котором я многократно акцентировал внимание на своем сайте, заключается в том, что если проект не работает, то почти наверняка допущена ошибка. Хотя я, как правило, делаю все возможное, чтобы помочь получить работоспособный проект, но это и всё, что я могу сделать, поэтому выяснение, что же сделано неправильно, является именно Вашей задачей (а не моей).

Поскольку основные методы устранения неполадок широко не известны, или же так кажется, поскольку я получаю огромное количество запросов о помощи и должен пытаться диагностировать из получаемых описаний проблем, что же пошло не так. Само собой разумеется, что многие из этих описаний оставляют меня в недоумении о чем же меня спрашивают.

Это не обвиняет человека, задающего вопрос, но показывает, что в заблуждение может вводить даже терминология. Существует огромная разница между «гулом» (‘hum’) и «гудением» (‘buzz’), но если Вы этого не понимаете, то мне нужно либо выяснить наиболее вероятный (правильный) термин из представленного описания, либо переспросить.

Данную статью следует читать в сочетании со статьями «Руководство по проектированию усилителей мощности» и «Как усилители работают», Кроме того, понадобится также копия принципиальной схемы усилителя в качестве эталонной. В этой статье я коснусь только очень общих моментов, т.к. на моем сайте и в других местах есть множество конструкций усилителей и, если их описания характерны только для одной конкретной конструкции, то Вы можете столкнуться с большими трудностями при работе над чем-то другим.

Неисправности компьютера,причины поломки,диагностика,устранение КОМПЛЭЙС

Чтобы грамотно диагностировать неисправности, Вам нужно хорошо понимать, как именно работает схема — это позволяет принимать обоснованные решения, знать, что искать (и где) и мгновенно распознавать правильные или неправильные значения измеренных напряжений. Я никогда не утверждал, что это просто!

В данной статье я сделал одно важное допущение: прямое падение напряжения на диоде (или транзисторном переходе) номинально составляет 650 мВ (0,65 В), но оно может изменяться в значительных пределах. В большинстве описаний, которые будут приведены ниже, я предполагаю величину 650 мВ, но вполне ожидаемо увидеть его где-то между 0,55 и 0,75 В, в зависимости от типа, протекающего тока и т.д.

При условии, что Ваш предусилитель (или какое-то иное устройство) когда-то работал, устранение неполадок обычно является довольно простой задачей. Если он не заработал сразу же после сборки — значит, где-то допущена ошибка. Все схемы с сайта ESP известны, как работоспособные, а те, у которых есть печатная плата, имеют даже некоторую историю — до Вас их собрало много людей.

Кроме того, я тестирую каждую новую плату, чтобы убедиться, что ошибок нет. Хотя в этой статье я использую термин «предусилитель», устройство может быть микшером, кроссовером, инфразвуковым фильтром или любой другой линейной (аудиопроцессорной) схемой. Некоторые другие схемы не являются линейными, поэтому многие из описываемых пунктов будут к ним неприменимы. Эта статья не охватывает нелинейные схемы!

Как и в случае усилителей мощности, почти все неисправности во вновь изготовленных устройствах являются результатом ошибок монтажа. Транзисторы, диоды или операционные усилители, возможно, были установлены задом наперед или имеется одно или несколько «сухих» («холодных») паяных соединений, либо перемычек из припоя. Другие распространенные проблемы включают неправильные значения резисторов и/или конденсаторов в одном или нескольких местах.

Другой очень распространенной проблемой является отсутствие подключения нулевой шины к источнику питания (заземления). Обычно есть три подключения от источника питания к предусилителю, кроссоверу или другой линейной схеме. Некоторые схемы могут использовать только один источник питания, в этом случае есть только два соединения — плюсовое напряжение питания  и заземление.

Для тестирования нужен, как минимум, мультиметр. Очень полезен осциллограф, если он есть и еще должен быть источник тестового сигнала. Последним может быть CD-плеер, FM-радио, генератор розового шума или звуковой генератор. Найти неисправность без источника сигнала, как правило, невозможно, потому что нет возможности отслеживать сигнал по каскадам. Хорошей альтернативой осциллографу является трассировочный усилитель (описанный ниже).

Преимущества и недостатки системы вентиляции картерных газов

Картерные газы, в то время, когда проходят через несложную систему специальных клапанов и трубок, на выходе поступают назад в камеры сгорания, где происходит их догорание.

система очистки картерных газов
Схема системи очистки картерных газов с циклонным маслоотделителем (1 – трубопровод подачи картерных газов; 2 – трубопровод забора воздуха; 3 – мембрана; 4 – пружина сжатия; а – открытое положение клапана; б – закрытое положение клапана)

Вначале газы выходят в маслоотделитель, который напрямую крепится к этому отверстию. Вся сеть прокладок и перегородок маслоотделителя предназначена для выделения из газовой смеси масляных капель, которые возвращаются в поддон. Такая функция полезна тем, что уменьшается расход масла. В разных моделях маслоотделитель либо встроен в мотор, либо помещается под крышкой клапанов и составляет отдельный узел.

К маслоотделителю прикручивается пластмассовый патрубок, через который газы, уже без масла, поступают в резиновый тройник. Внутри тройника находится клапан или его еще называют «блиттер». Это основной рабочий клапан.

Клапан вентиляции имеет настолько простое устройство, что даже начинающий автолюбитель легко может научиться его разбирать и чистить.

Клапан вентиляции картерных газов
Схема движения газов через клапан вентиляции

Он состоит из:

  • Пластикового корпуса.
  • Крышки.
  • Входного и выходного штуцеров.
  • Двух полостей.
  • Мембраны.
  • Пружины.

Видео о принципе работы системы и клапана вентиляции картерных газов.

Клапан вентиляции открывается в среднем режиме, когда создается оптимальное давление на мембрану. В этом положении клапан преодолевает силу давления пружины. Пройдя через маслоотделитель, газы очищаются от капель масла, проходят в открытый клапан и завершают цикл, возвращаясь назад в камеры сгорания, где завершается их догорание.

Если мы говорим о непринудительной системе вентиляции картерных газов, то клапан почти не открывается, в режиме работы холостого хода и закрыт при высоких оборотах. На высоких оборотах выделяется много газов, часто случается прорыв горячих газов в впускной коллектор. В этом случае клапан закрыт, так как есть риск воспламенения картерных газов в самом картере.

работа клапана вентиляции картерных газов на разных оборотах
Работа клапана вентиляции картерных газов в разных режимах

В любом случае картерные газы должны удаляться и ни в коем случае не оставаться внутри системы.  Существует еще один железный патрубок, который ведет еще к одному клапану. Это, так называемый «грибок» или редукционный клапан. Когда основной клапан закрыт (а это происходит, напомню, на высоких оборотах и на холостом ходу) то газы проходят через этот железный патрубок напрямую в «грибок».

Он также имеет два состояния: закрытое и открытое. Когда он прикрыт, то у него внутри приоткрывается маленькое калиброванное отверстие, которое пропускает через себя газовую смесь. В этом случае газы уходят через большое отверстие. То есть, система, состоящая из двух клапанов, обеспечивает бесперебойную и надежную вентиляцию картера.

Система вентиляции картерных газов постоянно  видоизменялась с совершенствованием машиностроения. Современные системы вызывают часто ступор у водителей. Все начиналось с обычной трубы, которая выводилась под машину и заканчивается в современных автомобилях продвинутыми системами с маслоотделителями и клапанами разного типа. Самая современная – принудительная система закрытого типа имеет следующие преимущества:

  1. Сведение к минимуму выброса вредных веществ.
  2. Не выдавливаются сальники и прокладки за счет эффективного снижения давления внутри картера.
  3. Увеличивается ресурс моторного масла.
  4. Атмосферный воздух, пыль и влага не попадают в картер.
  5. Хорошая отдача двигателя.

Недостатки системы вентиляции картера.

  1. Замасливание впускного тракта.
  2. Необходимость регулярной чистки от масляного налета.
  3. Увеличение объема картерных газов, если есть даже небольшие отклонения в работе ДВС.

Вопросы по проблемам компьютера

Вопрос. Компьютер не включается при нажатии кнопки питания, дергается вентилятор и останавливается.Ответ. Вероятно, что неисправна материнская плата или блок питания (решается заменой). А также может срабатывать защита на короткое замыкание. Отключите все от платы, даже внешние USB и подключайте по-очереди.

Вопрос. Периодически пропадает видеокарта из системы.Ответ. Видеокарта может пропадать, если плохой контакт в слоте карты, либо сбоит сама карта. Вам нужно почистить слот и проверить карту на другом компьютере.

Вопрос. Может ли греться видеокарта из-за блока питания?Ответ. Ни разу не встречалось.

Вопрос. Очень шумно стал работать вентилятор на процессоре, гудит почти непрерывно. Раньше почти не слышал.Ответ. Скорее всего, пора выполнять чистку компьютера от пыли. Откройте системный блок и удалите пыль из всех кулеров. Про чистку ноутбука читайте здесь.

Вопрос. Компьютер не видит телевизор через HDMI, а раньше видел и показывал фильмы. Контакты проверял.Ответ. Вероятно, сгорел порт HDMI либо в телевизоре, либо в компьютере. Нельзя подсоединять кабель HDMI при включенных устройствах.

Вопрос. На мониторе видны мелкие горизонтальные полоски. Это матрица?Ответ. Скорее всего, это наводки. Выберите другую частоту кадров, например 75 Гц. Если наблюдается горизонтальное мерцание строк, небольшое дрожание,  то устраняется так же.

Вопрос. Компьютер сообщает что USB устройство не опознано, но раньше оно работало.Ответ. Вероятно вышла из строя электроника, обычно в USB интерфейсе.

Вопрос. Периодически пропадает жесткий диск.Ответ. Скорее всего, проблема либо в контроллере на материнской плате, либо на жестком диске, либо кабеля.

Вопрос. Сильно стал тормозить новый компьютер.Ответ. Выясните, какие процессы вызывают загрузку процессора. Если есть повреждения на жестком диске, то пролечите. Плохой кабель SATA , который тоже может притормаживать компьютер. Чтобы устранить неисправность, замените его.

Вопрос. Не устанавливается нужное разрешение на мониторе.Ответ. Сначала нужно включить монитор, и только затем включать компьютер. Исправная система сама определит нужные параметры монитора.

Вопрос. Процессор постоянно загружен на 100%.Ответ. Скорее всего, слабый процессор, вирусы, 2 антивируса, лишние резидентные программы, перегрев. Запустите диспетчер задач и посмотрите, какой процесс грузит процессор. Если это svhost, а вирусов нет, то проще переустановить Windows.

Вопрос. Постоянно выскакивает синий экран с надписью IRQ_NOT_ и еще что-то.Ответ. Скорее всего, проблемы с оперативной памятью или драйвером.

Еще по теме  Можно ли мыть машину на улице во дворе или озера - какой штраф

Вопрос. Что делать, если появляется синий экран смерти?Ответ. На экране смерти всегда написано сообщение, которое по которому можно определить вид неисправности.

Вопрос. У меня на компьютере тормозит мышь. При плавном движении руки она дергается, перескакивает. Сменил мышь, но не помогло – все то же самое.Ответ. Мышь никогда не тормозит, да и не может тормозить. Тормозит только сам компьютер, нужно разбираться из-за чего: жесткий диск, программы, видеокарта слабая, процессор…

Неисправности компьютера

Лохматов Андрей автор страницы

Неисправности компьютера,причины поломки,диагностика,устранение КОМПЛЭЙС

Существует довольно много распространенных проблем, с которыми время от времени придется сталкиваться. Поиск неисправностей упрощается, если один канал стереоаппарата работает, а другой нет, т.к. есть база, которую можно использовать для сравнения. Это относится к показаниям напряжения, измерениям сопротивления и т.д.

Из сказанного следует, что если не работает любой из проектов, выполненный на печатных платах с «Audio Pages», значит, Вы совершили ошибку. Бывают случаи, что неисправны или неправильно маркированы новые компоненты, но, за исключением контрафактных силовых транзисторов, они очень редки. Следует знать, что хотя новые компоненты и могут быть неисправными, но сначала нужно заподозрить свою собственную работу.

Приведенные ниже основные замечания демонстрируют некоторые из наиболее распространенных причин неудач в реализации проектов.

Выполненное паяное соединение должно быть чистым, блестящим и демонстрировать идеальную адгезию как к выводу компонента, так и к печатной плате. Паяное соединение выполнено неправильно, если имеются какие-либо признаки того, что припой покрыт «изморозью», сидит на печатной плате в виде «капли» или не поднимается вверх по выводу компонента в виде плавной дуги.

Оно может даже быть работающим, но контакт является/может быть основанным на давлении, а не на сплаве, каким он должен быть (припой образует «сплав» или молекулярную связь металлов между припоем, выводом компонента и печатной платой). В качестве отличного учебника по основным методам (и тому, что не следует делать), см. http://www.epemag.wimborne.co.uk/solderfaq.htm. В Интернете таких сайтов очень много и поиск методов пайки в Интернете найдет Вам множество ссылок по этому вопросу.

Самая важная вещь в создании отличного паяного соединения (в отличие от отвратительного или едва приемлемого) — это чистота! Выводы компонентов, печатная плата и жало паяльника должны быть абсолютно свободны от какого-либо загрязнения — необходимо удалить сожженный флюс, расплавленный пластик, окислы, старый припой и т.д.

устройство системы вентиляции картерных газов схема

Убедитесь, что Ваш паяльник (или паяльная станция) может обеспечить нужное количество тепла, а во время охлаждения припоя компонент остается неподвижным. При большом количестве тепла будет гореть флюс (и даже сам припой!) и может повредиться компонент. Слишком мало тепла создаст «холодное» («сухое») паяное соединение, где припой просто находится в виде капли, но не образует металлической связи.

Все компоненты должны быть размещены на правильных местах, как показано на шелкографии печатной платы и/или в инструкции по монтажу. Хотя может показаться очевидным, но это наиболее распространенная форма «отказа компонента» — компонент сам по себе не является неисправным, но если находится в неправильном месте, то нарушает работу схемы. Ситуация усугубляется и тем фактом, что многие компоненты используют «странные» маркировки и не всегда легко понять, какое значение должно быть.

С резисторами, кодированными цветными полосками, если Вы уверенно не знаете цветового кода, хорошей идеей является перемерить их все перед установкой. Особенно это касается 1% пятиполосных кодов, поскольку они могут быть очень запутанными даже для профессионалов! В разделе статей этого сайта есть некоторые сведения об основных компонентах, маркировках и т.д. (См. Статьи). Эта информация не является, да и не может быть исчерпывающей, поскольку имеется слишком много разных устройств, чтобы охватить их все.

Всегда, всегда, убедитесь, что Вы скачали спецификации производителей на транзисторы, микросхемы и т.д. Нередко случается так, что поставщики заменяют оригинальные (брендовые) компоненты «эквивалентами». Кроме того, что они могут (или не могут) быть такими же хорошими, как и оригиналы, у них также могут быть отличия в цоколевке.

Единственный способ узнать наверняка — получить джаташит от компании, фактически изготовившей данный компонент. Это, в основном, относится к полупроводникам, но может касаться также и реле, некоторых электролитических конденсаторов (особенно конденсаторов фильтра питания) и других компонентов. Что касается полупроводников — большинство из них будут прекрасного качества, но дорогостоящие выходные транзисторы большой мощности регулярно подделываются! См. «Поддельные транзисторы» для получения дополнительной информации по этому вопросу.

Иногда Вы можете получить совершенно новый фирменный компонент, который оказывается неисправным. Раздражает? Конечно, но это и неизбежно. В таком случае Вам действительно нужно оттачивать свои навыки поиска неисправностей, поскольку это явно не результат ошибки с Вашей стороны. Эти ошибки могут быть сложными для поиска и требуют дисциплинированного подхода к устранению неполадок при ремонте.

2.3 Самовозбуждение

Резистор цепи Цобеля в большинстве усилителей расположен на выходе  последовательно с конденсатором, обычно емкостью 100 nF, однако, возможны варианты. Если резистор начинает дымиться и он или усилитель быстро нагревается, это значит, что либо усилитель самовозбуждается, либо Вы пытаетесь усилить слишком высокую частоту.

Неисправности компьютера,причины поломки,диагностика,устранение КОМПЛЭЙС

Самовозбуждение вызвано неправильным номиналом конденсатора частотной коррекции (обычно между 47 и 220 пФ) или (что более вероятно), расположением входных кабелей слишком близко к проводникам, идущим к динамикам. Входные кабели к усилителям мощности всегда должны экранироваться и располагаться как можно дальше от проводов от источника питания постоянного тока, сетевых трансформаторов и сетевого шнура, проводов и разъемов к громкоговорителям и т.д. В некоторых случаях может потребоваться обеспечить экранирование соединения между входным предусилителем и усилителем мощности.

Во время тестирования радиатор может не быть заземлен на общий провод источника питания. В некоторых случаях это может вызвать самовозбуждение, поскольку радиатор действует как антенна, аналогично входному кабелю, если он не экранирован. Всегда заземляйте радиатор, даже для быстрого тестирования.

К слову о радиаторах: никогда не используйте усилитель мощности без радиатора. Устройства могут очень быстро перегреться и легко повредиться при превышении температуры. Если Вы спешите, то для крепления временного радиатора можете использовать маленький зажим, но при этом тщательно контролируйте температуру.

Я рад возможности сказать, что на страницах Audio Pages мало схемных ошибок (если таковые вообще есть). Однако, это не всегда так и в схемах из Интернета можно найти немало ошибок (некоторые опубликованные схемы не будут работать вообще или будут подвергать перегрузке все компоненты за переделами их номиналов).

Хотя в некоторых проектных печатных платах могут быть случайные ошибки, но на них четко указывается в примечаниях к их изготовлению и они будут, как правило, незначительными — серьезные ошибки требуют переделки платы (что дорого), однако, некоторые печатные платы ESP всё же требуют какой-либо модификации, при которой ошибки трассировки обычно исправляются при выполнении следующей ревизии ПП. Там, где существует какая-либо ошибка, средство ее устранения будет указано в статье по изготовлению.

3 Инструментарий для устранения неполадок

3.1 Мультиметр

Чтобы иметь возможность выполнять даже самую базовую диагностику, Вам понадобится, как минимум, мультиметр, а желательно два. Большинство людей предпочитают их с цифровой индикацией, но если Вы знаете, как использовать аналоговый тестер, то сможете найти то, что пропустят цифровые мультиметры.

Вы должны иметь возможность измерять:

  • напряжение как переменного, так и постоянного тока, от нескольких милливольт до 100 В (или более);
  • ток, достаточно постоянный, но предпочтительно, по крайней мере, до 2 А;
  • сопротивление, от менее 1 Ом до 10 МОм;
  • другие функции (тестирование транзисторов, емкость, частота) полезны, но не являются обязательными.

Вам нужен также источник сигнала. Хотя может быть полезен и приемник (к примеру), но он не является хорошим источником правильных тестовых сигналов и поэтому применение его ограничено. Существует несколько неплохих генераторов звуковой частоты на базе ПК, доступных в Интернете (разве что немного неудобных в использовании).

3.3 Осциллограф

Для некоторых тестов осциллограф почти незаменим. Хотя немногие любители могут оправдать покупку такого дорогостоящего инструмента для тестирования, для многих профессионалов CRO (осциллограф с катодной трубкой) или «осциллоскоп» является первым инструментом, подключаемым к чему-либо не работающему.

Предупреждение: осциллограф нельзя использовать так же, как и мультиметр (если это не портативный изолированный блок), поскольку один разъем щупа подключен к шасси, а оттуда — к заземлению сети. Никогда, ни в коем случае не отсоединяйте защитное заземление от осциллографа — это приглашение к катастрофе, смерти и/или уничтожению чего-то или кого-то, в какой-то момент. Это чрезвычайно опасная практика.

«Эквивалент нагрузки» — обычно резистор большой мощности или набор резисторов, в идеале переключаемый на 4 или 8 Ом. Он позволит бесшумно выполнять тестирование полной мощности. Если есть неисправность, то нагрузка просто нагревается, но громкоговорители при этом не поджариваются. При желании, для контроля выходного сигнала, от каждого вывода нагрузки ко внешнему громкоговорителю можно подключить резистор сопротивлением 47 Ом, мощностью 10 Вт.

Если нужно рассеять много тепла, набор нагрузочных резисторов можно погрузить в масло (прекрасное решение — легкое моторное масло) или воду. Для удаления тепла лучше всего подходит вода, но при работе с постоянным током она может вызвать коррозию. Не используйте хладагент на основе гликоля (охлаждающая жидкость для автомобильного двигателя).

Он довольно проводящий и образует очень неприятную коррозию, особенно при протекании постоянного тока. Ваш эквивалент нагрузки должен иметь возможность использования для тестирования источников питания, а постоянный ток приведет к выходу из строя резистивных проводников вследствие коррозии и электролиза.

Я действительно не ожидал проблем с гликолем, но он бесполезен для эквивалентов нагрузок и никогда не должен использоваться. Мой личный фаворит — легкое моторное масло (чистое). Это то, что я использую, чтобы охладить нагрузку, которая время от времени подвергалась воздействию мощности до 1 кВт. Я использую один и тот же эквивалент нагрузки уже более 30 лет и он никогда не выходил из строя.

Еще по теме  Симптомы поломки двигателя или как определить, что двигатель требует ремонта

Электропитание стенда очень полезная вещь, но, возможно, еще более полезным является трансформатор переменного напряжения («ЛАТР»; «Variac™»). Он обеспечит любое регулируемое напряжение, а напряжение питания усилителя можно медленно увеличивать, контролируя его выходное напряжение (и ток потребления вторым мультиметром).

Еще один полезный тестовый инструмент для тех, кто не в состоянии оправдать расходы (опять же, ЛАТР — это недешево) — это «ламповый провод» — стандартная лампа накаливания (обычно достаточно примерно 100 Вт), включенная в разрыв сетевого шнура (и правильно изолированная!). Усилитель с коротким замыканием вызовет свечение лампы с полной яркостью, тогда, как нормальная нагрузка заставит лампу мгновенно вспыхнуть, а затем притухнуть до постоянного тусклого свечения.

Одним из наиболее важных инструментов электропитания является пара резисторов мощностью 10 Вт, сопротивлением от 10 до 22 Ом (или с номиналом, предложенным в статье о конкретном проекте). Они должны включаться последовательно в разрыв проводов, подводящих питание и ограничивать ток до приемлемых значений, особенно в сочетании с варистором или лампой.

Теперь, когда у Вас есть инструменты для диагностики, мы можем продолжить некоторые фактические измерения.

4  Наиболее распространенные неисправности

В этом разделе собрано все вместе. Первое, что нужно сделать, когда Вы знаете, что усилитель неисправен, — это определить точный характер неисправности. Коротится ли питание (защитные резисторы становятся горячими), или же сигнал на выходе принимает значение, равное одному из питающих напряжений и отказывается изменяться?

Во-первых, давайте рассмотрим «закороченное питание». Чаще всего оно вызывается короткозамкнутым (-и) (пробитым (-и)) выходным (-и) или драйверным (-и) транзистором (-ами), но также может быть результатом любой из следующих неисправностей:

  • неправильно установленные транзисторы — PNP вместо NPN (или наоборот) в выходном либо в драйверном каскаде;
  • короткие замыкания между корпусом транзистора и радиатором из-за пробитой изолирующей прокладки;
  • разомкнута цепь формирования тока покоя. Она состоит из транзистора и подстроечного резистора и формирует напряжение смещения, необходимое для поддержания тока через выходные транзисторы на уровне, позволяющем избежать искажений («ступеньки»). Неправильно установленный транзистор, неисправный (оборванный, с неправильным значением или неправильно настроенный) переменный резистор, «холодное» паяное соединение или оборванная дорожка могут привести к полному открытию выходных транзисторов при подаче питания. В некоторых конструкциях цепь смещения представляет собой просто два диода (или более), последовательно с которыми может быть также включен резистор;
  • перемычки из припоя между дорожками или компонентами.

Первое, что нужно определить — является ли это короткое замыкание (К.З.) «грубым» или же «мягким». Грубое К.З. будет проявляться, как очень низкое сопротивление между шинами питания (менее 1 Ом) при измерении с помощью мультиметра без подачи напряжения питания. Грубые К.З. всегда указывают либо на пробитые транзисторы, мостики из припоя, либо на проколотые изолирующие прокладки.

Мягкое К.З. определяется по тому факту, что сопротивление, измеренное между шинами питания одна по отношению к другой, выходом и землей (нулем, общей шиной) не показывают очень низкого значения (меньше, чем (скажем) 650 Ом или около того). Значение сопротивления около 600-700 Ом может быть только в одном направлении (в действительности, это напряжение, которое падает либо на P-N переходах реальных диодов, либо на переходах транзисторов).

Сопротивление может быть либо одинаковым в обоих направлениях либо же намного выше в другом направлении — при всех таких испытаниях нужно менять полярность подключения щупов мультиметра, чтобы измерить оба направления. Если находится мягкое К.З., то почти наверняка есть компонент (силовой или драйверный транзистор), установленный неправильно. Однако, такой же эффект создаст и неисправная цепь установки тока покоя.

Если Вы можете изменять напряжение питания, то определите напряжение, при котором развивается мягкое К.З.. Очень редко мягкие К.З. имеют место при чрезвычайно низком напряжении (менее ± 1 или 2 В), но если это так, то что-то точно неправильно установлено.

См. ниже раздел «Тестирование компонентов». Описанные в нем методы идентифицируют 99 % всех проблем с мягкими К.З.

Когда выходное напряжение «прилипает» к одному или другому напряжению питания, существует (как всегда) несколько причин этого. В порядке вероятности, они следующие:

  • неверно установленные компоненты;
  • перемычки из припоя между дорожками или компонентами;
  • «сухие» (или «холодные») паяные соединения;
  • нет контакта с общей шиной (землей) между усилителем и источником питания;
  • оборванные дорожки;
  • неисправный (-е) транзистор (-ы).

Если закорочен один из выходных или драйверных транзисторов, то это не вызывает прилипания выходного сигнала к напряжению питания. Это ведет к мягкому К.З. Прилипание выхода к напряжению питания может быть следствием обрыва транзистора, возможно, в сочетании с К.З. в противоположном плече. Эти неисправности можно найти с помощью мультиметра (как описано выше).

Важно устранить дефектные компоненты в первую очередь, иначе Вы потратите много времени, пытаясь найти проблему в неподходящем месте. Обычной ошибкой является оставленная неподключенной (или забытая) шина возвратного заземления к источнику питания — это дает аналогичный эффект прилипания выхода к напряжению питания, но обычно он развивается медленно (от нескольких сотен миллисекунд до нескольких минут).

Прилипший к напряжению питания выход может быть вызван любой из следующих неисправностей ближе ко входу:

  • обрыв резистора обратной связи (или дорожки обратной связи);
  • обрыв (или просто отсутствие проводимости) в цепи драйверного транзистора усилителя напряжения;
  • обрыв (или просто отсутствие проводимости) в цепи транзистора источника/приемника тока;
  • обрыв в цепи бутстрепного резистора;
  • перемычки из припоя между дорожками или компонентами;
  • неправильно установленные транзисторы, диоды, светодиоды и т.д. (как всегда и везде);
  • нефункционирующие дифференциальная входная цепь/усилитель ошибки.

Опять же, найти ошибку — задача сложная и здесь будет полезен следующий раздел. Самой распространенной проблемой на сегодняшний день все еще являются некорректные компоненты, но если проблема не находится визуальной проверкой — следует измерить напряжения.

4.3 Искажения

Искажения бывают самыми разными, но в первом приближении их можно разделить на категории «грубые» и «тонкие». Оба вида на самом деле грубые, но с точки зрения тестирования их важно как-то разграничивать. Я рассматривал бы грубые искажения, как состояние, при котором воспроизводится только половина сигнала.

Если воспроизводится только половина сигнала (или небольшая его часть одной полярности и полная часть другой), то Вы почти наверняка имеете обрыв где-то в драйверном или выходном каскаде. Это может быть оборванный транзистор (редко), но, скорее всего, будет:

  • плохое паяное соединение, оставляющее часть выходного каскада неработоспособным;
  • неверно установленные компоненты (как обычно);
  • неисправность в цепи усилителя напряжения, из-за чего недостаточен ток управления одним или другим выходным плечом.

Именно здесь осциллограф почти необходим — если не видно сигнала, то ошибки такого рода очень трудно диагностировать. Указанный выше список неисправностей относительно легко поможет разобраться с большинством проблем с искажениями.

Тонкие искажения более коварны, поскольку могут вызываться различными причинами. Опять же, очень трудно определить их без осциллографа, однако, измерения напряжения позволят изолировать некоторые из наиболее вероятных проблем. Все, что нужно найти:

  • неверно установленный ток покоя (смещения);
  • неисправная или закороченная цепь смещения;
  • перемычки из припоя между дорожками или компонентами;
  • паразитное самовозбуждение.

Первые три причины достаточно просты для выявления, требуя только наличия мультиметра. Несколько измерений достаточно быстро определят проблему.

Паразитное самовозбуждение выявить намного сложнее и для этого обычно требуется осциллограф. Я могу с уверенностью сказать, что проекты на веб-сайте ESP будут свободны от паразитного самовозбуждения при условии, что будут предприняты все обычные меры защиты против них — заземленный радиатор, экранированные входные кабели (удаленные от выходных проводов или шнура питания), а входные разъемы расположены на разумном расстоянии от выходных (или экранированы заземленной металлической крышкой).

Кроме того, убедитесь, что по мере необходимости установлены блокирующие конденсаторы, а провода питания постоянного тока имеют минимальную длину. Тестирование на искажения почти всегда требует нагрузки. Хотя небольшие искажения могут быть видимыми и без нагрузки, но большинство из них обнаруживается полностью или частично на минимальной нагрузке, равной 20 Ом или более, подключенной к выходу на динамик.

Усилитель работает некоторое время (от нескольких минут до нескольких недель), а затем работать перестает. Вы устранили почти все потенциальные ошибки конструкции, поскольку усилитель показал свою работоспособность. К сожалению, ситуацию это не спасает.

Одной из наиболее распространенных проблем в случае спонтанных отказов являются поддельные силовые транзисторы. См. статью «Поддельные транзисторы» для получения дополнительной информации по этой теме. Другие причины, которые следует искать:

  • «младенческая смертность» — термин, обычно используемый для описания компонентов, которые выходят из строя через короткое время с момента первого использования устройства. Наиболее часто отказывают полупроводники, в частности, транзисторы или интегральные микросхемы, но могут отказывать также и другие компоненты (электролитические конденсаторы — редко, но случается, диоды, стабилитроны и т.д.). Отказы вследствие «младенческой смертности» не так редки, как хотелось бы, но все же относительно редки. Это совершенно нормально (хотя и сильно раздражает);
  • «сухие» («холодные») паяные соединения — при первом тестировании, казалось, всё было в порядке, однако, после использования возникают отказы (отнюдь не редкость!);
  • чрезмерное напряжение питания, вызывающее повреждение компонентов;
  • неадекватный по площади радиатор, вызывающий перегрев компонентов;
  • неправильно установлен ток покоя (слишком высокий), что вызывает перегрев;
  • неправильно смонтированные силовые транзисторы с неадекватным тепловым контактом с радиатором;
  • короткозамкнутые выходы, как правило, являются результатом недостаточной (или отсутствующей) изоляции, либо переподключения громкоговорителей ко включенному усилителю с наличием выходного сигнала — такого делать крайне не рекомендуется, даже если усилитель имеет защиту от короткого замыкания.

Какие бывают неисправности клапана?

Наличие неисправности можно определить по характерным признакам.

  1. Разбрызгивание масла и его увеличенный расход.
  2. Загрязнение фильтра.
  3. Двигатель не запускается на полную мощность или можно услышать тонкий свист двигателя.

Основные неисправности.

  1. Клапан и мембрана – загрязнены.
  2. Вытяжные отверстия и патрубки – загрязнены.
  3. Износилась и расплющилась мембрана.

Картерные газы обычно полностью не освобождаются от масла в маслоочистителе. Все составные части системы – мембраны, патрубки, клапаны загрязняются и забиваются масляной сажей. Если водитель не находит время почистить их, то увеличивается картерное давление. Появляется жесткий запах, гарь и копоть при работающем моторе.

Износ клапана также характеризуется уменьшение мощности двигателя. В этом случае, давление в системе выхлопа увеличивается или даже останавливается работа ДВС полностью. Если поврежденный клапан полностью не перекрывается мембраной, то кислород, попадая в камеру сгорания, поможет двигателю выйти из строя.

Еще по теме  Салонный фильтр авто - для чего нужен и какой лучше сроки замены

5  Измерения напряжения

Измерения напряжения должны выполняться с максимальной осторожностью. Простая и дешевая неисправность после простого промаха щупом может легко превратиться в сложную и дорогостоящую!

В соответствии с общим характером этой статьи я не буду ссылаться на какие-либо конкретные напряжения (вернемся к этому немного позже), скорее дам обзор того, что именно нужно искать. На этом этапе ожидается хорошее понимание основ работы транзистора, в противном случае Вы не сможете понять, что же именно видите на Вашем мультиметре или осциллографе.

Всегда в первую очередь измеряйте напряжения питания!

Бесчисленные человеко-часы были потрачены впустую в попытках найти «причудливые» ошибки, когда все, что произошло — это то, что напряжение (-я) питания либо отсутствует (-ют), либо неверно (-ы). Это всегда должно быть самым первым измерением напряжения, которое нужно произвести!

5.1 Общие принципы

В наиболее общих терминах в любых биполярных транзисторах (полевые транзисторы с изолированным каналом — MOSFETs и полевые транзисторы с P-N переходом — FETs — это совершенно разные полупроводниковые приборы!) напряжение, измеренное между базой и эмиттером должно составлять около 600-700 мВ, а в линейных схемах (таких, как обычные усилители) напряжение той же полярности между эмиттером и коллектором будет несколько выше, чем между базой и эмиттером.

Осциллограф может практически не показывать напряжения переменного тока на базе, но большой сигнал переменного тока на коллекторе — обычно нормальная картина. Показания постоянного напряжения скажут Вам, правильно ли работает транзистор и, следовательно, способен ли он выполнять свою работу. Хотя напряжение между базой и эмиттером составляет 650 мВ, но полное напряжение питания на коллекторе не обязательно неверно — его правильность следует определить с учетом схемы.

Рис. 1 Входной каскад усилителя

5.2 Пример

Предположим на мгновение, что входной каскад выполнен по обычной дифференциальной схеме на паре NPN транзисторов (Q1 и Q2, рис. 1). Эмиттеры соединены вместе, возможно, с сопротивлениями небольшого значениями последовательно с каждым из них в некоторых конструкциях. Напряжение на базах будет, вероятно, на несколько милливольт отрицательнее, а напряжение между базами и эмиттерами должно составлять около 650 мВ.

В большинстве схем на коллекторах будет почти полное напряжение питания (хотя бывают и исключения). Если Вы увидите, что выходное напряжение «прилипло» к одному из напряжений питания, то это будет означать, что работа дифференциальной схемы нарушена и все напряжения неверны. Это может значить, что один из транзисторов данного каскада неисправен, хотя не исключено, что и нет!

Здесь Вам следует сыграть в детектива, чтобы выяснить, почему выход прилип к питанию (исключив все предыдущие типы неисправностей — неправильные компоненты, плохие паяные соединения и т.д.).

Следующим каскадом для тестирования является усилитель напряжения (Q5). Проверьте напряжение между базой и эмиттером и убедитесь, что оно составляет около 650 мВ. Если это так, то напряжение на коллекторе должно быть около нуля, но этого может и не быть. Вместо этого Вы можете обнаружить, что напряжение на коллекторе равно (или близкое к) одному из напряжений питания.

Следующий шаг — посмотреть на источники тока (Q3 и Q4). Между эмиттером и базой каждого из них должно быть 650 мВ или около того и ток через каждый легко определяется. Измерьте напряжение на каждом эмиттерном  резисторе — оно должно быть примерно … 650 мВ (вы можете понять, почему это так? Ответ немного ниже — раздел 5.3).

На коллекторе Q3 должно быть около минус 700 мВ, а Q4 — около 0 В. Если это так, то усилитель должен работать. Если предположить, что на коллекторе Q5, а также Q4 присутствует почти полное напряжение питания, тому есть одна из двух причин: либо Q5 пробит (или полностью открыт), либо нет коллекторного тока.

Работа Q5 заключается в том, чтобы выходной сигнал имел плюсовое значение, когда он открыт и минусовое, когда закрыт. Однако, если с коллектора Q4 ток не поступает, то выходной сигнал будет оставаться близким к напряжению плюсового питания. Входной каскад попытается выключить Q5, но будет несбалансирован напряжением на входе обратной связи.

Таким образом, на коллекторе Q5 присутствует полное положительное напряжение питания, с отклонением в ту или иную сторону на вольт или около того (на данном этапе неважно). Напряжение на коллекторе Q4 должно быть примерно таким же, а ток должен составлять около 6,5 мА. Но погодите! Если бы все работало так, как должно, усилитель был бы функционирующим, поэтому происходит что-то неладное — но мы это уже и так знали. Каково напряжение на коллекторе Q4? Является ли напряжение на резисторе эмиттера Q4 равным 0,65 В, как и должно было бы быть?

Если напряжение на коллекторе Q4 приближается к отрицательному напряжению питания или напряжение на его эмиттере намного ниже 0,65 В, то это значит, что коллекторная цепь Q4 оборвана — такое не является обычным отказом для биполярного транзистора, поэтому вполне вероятно, что имеется плохое паяное соединение в цепи коллектора Q4 (или, возможно, трещина на печатной плате).

Если напряжение коллектора близко к положительному источнику питания, то эмиттерный резистор мог бы быть оборван — возможно, из-за плохого паяного соединения, поскольку резисторы редко обрываются без большого количества дыма и обугливания. Внимательно проверьте его значение — не был ли по ошибке поставлен резистор на 100 кОм?

Рис. 2   Пример усилителя (P101)

На рисунке 2 показан пример, в данном случае на основе P101. Единственная разница между этим и любым другим усилителем — это выходные полевые МОП-транзисторы, но основные принципы работы идентичны. Вам нужен, в основном, мультиметр и закон Ома и совсем немного другого, чтобы проконтролировать и проверять напряжения и токи, которые должны существовать практически в любой конструкции усилителя, независимо от топологии.

Давайте посмотрим на схему выше. Напряжения показаны для каждой существенной точки схемы и из этих напряжений мы можем рассчитать ток через резисторы и многие транзисторы. В качестве примера R5 составляет 47 кОм, а R6 — 560 Ом. Падение напряжения на R6 составляет 0,65 В, потому:

  • ток через R6 = V / R = 0,65 / 560 = 1,16 мА
  • ток через Q1 = ток R6 / 2 (ток через каждый из транзисторов должен составлять 1/2 суммарного тока) = 0,58 мА
  • ток через R5 = V / R5 = 56 / 47 кОм = 1,2 мА

Если выходное напряжение не близко к нулю, то все другие напряжения, вероятно, будут неправильными!

Если выходное напряжение близко к нулю, то усилитель должен работать, если есть питающие напряжения.

Неисправности компьютера

По этой причине я вообще никогда не стремлюсь показывать напряжения в различных частях любой цепи, потому что напряжения будут корректными только в случае, если цепь работает правильно. Мне было бы глупо пытаться показывать значения напряжений для каждого сценария возможных сбоев и вся информация была бы абсолютно бесполезна.

В большинстве случаев можно проанализировать схему и вычислить вероятные напряжения, которые должны появляться в разных точках. Они не должны быть точными, но они должны иметь смысл. Не имеет смысла, если напряжение между базой и эмиттером транзистора составляет 15 В — это сразу указывает на то, что транзистор не того типа проводимости, неправильно установлен или неисправен.

Дважды проверьте техническое описание, затем замените его на новый правильного типа проводимости! Если Вы считаете, что транзистор установлен неправильно, то он, вероятно, уже повредился, как только было подано питание. Не используйте повторно поврежденные транзисторы — для них есть соответствующее место — мусорный ящик.

Анализ схемы для поиска неисправностей — непростая задача, но применяя логику и зная основные принципы, есть хороший шанс, что Вы эту проблему найдете. Отправлять мне сообщение: «Это не работает» бессмысленно — я не знаю, почему это не работает и один и тот же симптом может иметь множество возможных причин. В большинстве случаев показания напряжений также не помогают, потому что их часто понимают неправильно. Посмотрите, как напряжения показаны выше.

Напряжение на R6 составляет 0,65 В, а не 55,35 В. Последнее значение бессмысленно, потому что значение напряжения питания будет меняться по мере его считывания, а показания, вероятно, будут сильно ошибочными, из-за чего непригодны для использования. Аналогично считываются и многие другие значения. Излишне говорить, что следует проявлять большую осторожность, когда показания относятся к шинам (линиям) питания, потому что проскальзывание щупа может легко вызвать гораздо бо́льшие проблемы, чем они были в самом начале.

5.3 Резюме

Цель этого упражнения заключалась в том, чтобы продемонстрировать общие процессы метода исключения, которые должны использоваться для определения типа и характера дефекта, дабы его можно было затем легко исправить. В одной статье невозможно охватить все возможности, даже с помощью простых примерных схем, но, тщательно измерив напряжения, сможете отслеживать наиболее вероятную причину без необходимости «перепахивания» всей схемы!

Как почистить или заменить клапан вентиляции?

Очистка клапана начинается с его демонтажа. Не стоит делать это очень жестко. Для чистки годятся любые чистящие средства. Если это аэрозоль, то она распыляется по поверхности и протирается чистой тряпкой. Если это жидкое средство, то нужно использовать ванну, в которой помещается клапан и его составляющие.

неисправна память

Видео по доработке системы вентиляции.

Симптомами того, что клапан отслужил свой срок жизни, служат следующие признаки.

  • Тонкий свист под капотом автомобиля.
  • Плавающий холостой ход.
  • Увеличение расхода масла в больших объемах.
  • Снижение давления надува.
  • Из масляной горловины, щупа и свечных колодцев проходит масло.
  • Текут сальники.
  • Из выхлопной трубы выходит темный дым.

Водители, которые сами регулярно промывают клапан, заменят его легко. На место старого клапана устанавливается новый клапан.

Поломка клапана вентиляции картерных газов напрямую влияет на качество топливной смеси. Одновременно она вызывает сопутствующие повреждения деталей двигателя. Приступать к прочистке и ремонту нужно сразу же после обнаружения неисправности. Этим предотвращается угар масла, расход топлива и износ деталей в двигателе.

Оцените статью
Авторейтинг
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.