Что написано на этикетке моторного масла и как с этим разобраться

Ремонт

Вязкость масла как один из самых важных критериев

Первое, что бросается в глаза при изучении этикетки масла, – класс его вязкости. А поскольку мы избалованы таким благом цивилизации, как всесезонные масла, речь пойдет только о них. Во всем мире принята классификация масел по вязкости, разработанная Обществом автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers – SAE). Поэтому САЕ /SAE в названии масла или марки масла это всего лишь классификация автомобильных масел по вязкости и не более того.

Все, конечно же, знакомы с такими маркировками как 5W-40, 10W-40 и так далее. Что же они означают? Первое число с буквой W (Winter – зима) свидетельствует о принадлежности масла к так называемому зимнему, низкотемпературному классу вязкости автомасел. Первая цифра указывает, насколько легко масло будет прокачиваться по системе смазки, и сколько энергии АКБ будет затрачено на привод стартера (вязкость при 40° С).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Число, которое указано после тире, – это летний (высокотемпературный) класс вязкости, соответствующий вязкости масла при рабочей температуре мотора (при 100° С). Заблуждаются те, кто думает, что эти показатели можно просто взять и измерить. Ведь величины, о которых мы только что говорили, – это так называемые собирательные числа. Данные классы присваиваются маслу после комплексного измерения его показателей (например, динамической и кинематической вязкости).

Есть еще один важный момент. Принято считать, что, например, масло с вязкостью 10W-40 лучше, чем 15W-40. Это связано с тем, что многие привыкли к следующим шаблонам: синтетика имеет класс вязкости 5W-40, полусинтетика – 10W-40, минералка – 15W-40. Но ведь на нашем рынке уже представлены фирмы, которые производят 100-процентную синтетику классов вязкости не только 0W-40, 5W-50, 0W-50, 0W-30 но и 10W-40, 10W-60, 15W-50, 15W-60 и даже 20W-60.

Существуют и минеральные масла «нетрадиционной» вязкости, например, 10W-30. Поэтому следует запомнить, что вязкость не является главным показателем качества из базовых составляющих масла. А чтобы выяснить, синтетическое оно или нет, лучше просто прочесть характеристики автомасел на этикетке, или в справочнике по классификации авто масел.

Что написано на этикетке моторного масла и как с этим разобраться

Ключевые критерии, которые мы используем для оценки масла, – это вязкость. Понятие «вязкость моторного масла» простыми словами можно определить уровнем его текучести, толщиной защитного слоя, остающегося на металлических поверхностях двигателя. Например, черная патока обладает высокой вязкостью, а вода – низкой вязкостью. Понятно?

В двигателе мы, по сути, хотим, чтобы масло обладало двойственными качествами, по своей природе взаимоисключающими. Мы желаем, чтоб оно могло легко поступать к критически важным частям силового агрегата при запуске автомобиля, но при этом защитный слой смазки должен оставаться достаточно обильным во время работы двигателя при экстремально высоких температурах, защищая поверхности от истирания.

Проблема в том, что масло на нефтяной основе на самом деле не работает так – по крайней мере, не без некоторой помощи.

Минеральные моторные масла

Синтетические масла отличаются от обычных, минеральных масел тем, что обычные масла – это очищенный продукт сырой нефти, а синтетические масла – продукт, получаемый путем дополнительной дистилляции (очистки) на молекулярном уровне. Это помогает отделить примеси от масла и позволяет изготовителю «подгонять» требуемый набор молекул в конечном продукте.

Выполнение всего этого молекулярного жонглирования известно как процесс Фишера-Тропша и выходит за рамки данной прикладной статьи. Но именно с помощью него получают масло с гораздо лучшими механическими свойствами при экстремальных температурах.

Что касается того, какое масло вы должны использовать для своего автомобиля, скажем так: лучше всего на это ответит сам автопроизводитель, который в мануале конкретно описал типы моторных масел, предпочтительных для конкретной модели автомобиля с конкретным типом двигателя.

Из гаражных рассказов автомобильных старожилов я понял, что для более старых и простых двигателей чаще используется смазка погуще. Что касается современных машин, то здесь принцип один: открываем инструкцию по эксплуатации и смотрим, какое моторное масло подойдет для автомобиля.

Отметим также и тот широко известный факт, что синтетическое масло делает свою работу лучше «минералки» даже после того, как оно практически отработало свой ресурс. Также «синтетика» способна изменять вязкость по отношению к номинальным показателям, на что обычное масло не способно.

Наименование Значение
Mineral

Обычное минеральное моторное масло

Advanced Mineral

Продукт высшего качества

Mineral Mixed Fleet

Масло универсальное (для смешанного парка)

Multigrade

Многокомпонентное моторное масло

Что означают цифры на упаковке моторного масла?

Общество инженеров-автомобилестроителей (Society of Automotive engineers, США) придумало систему измерения вязкости масла при помощи численного ряда. Для понимания физических свойств масла применяется тест, в котором масло должно протечь через отверстие определенного сечения. Чем дольше масло протекает, тем выше будет число и тем более вязким (липким) будет масло. Таким образом, более высокие числа означают более высокую вязкость.

Что написано на этикетке моторного масла и как с этим разобраться

Иногда это число в английской специализированной технической литературе называют «весом» масла. Базовые масла могут иметь только один номер – скажем, масло SAE 30. Эти масла имеют большую тягучесть в холод и становятся более текучими (часто значительно), когда разогреются. Такие показатели, чтоб вам было понятно, будут препятствовать легкой прокачке холодной смазки масляным насосом, но при рабочей температуре разогретое масло не сможет обеспечить толстую масляную пленку. И то и другое – нехорошо.

Итак, первое число, в данном случае «5», – это показатель того, насколько вязким является данное масло, когда оно находится в холодном состоянии*.

*Поскольку эта система измерения была придумана американскими специалистами, за точку отсчета берется 0°F (-17.78 °C). В зависимости от сорта масла температура может быть ниже.

Данный показатель важен нам потому, что с помощью него мы сможем определить, насколько загустеет масло при определенной температуре окружающего воздуха, когда мы запустим холодный автомобиль с утра пораньше.

Чем меньше будет первая цифра, тем меньше масло будет густеть на морозе и тем лучше оно будет с первых секунд защищать трущиеся части двигателя.

Приводим сравнительную табличку масел и их температурных режимов работы.

Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом

Типы масел, рассчитанные на использование при минусовой температуре

Масло 0W может использоваться при температурах до -35-30 °C

Масло 5W может использоваться при температурах до -30-25 °C

Масло 10W может использоваться при температурах до -25-20 °C

Масло 15W может использоваться при температурах до -20-15 °C

Масло 20W может использоваться при температурах до -15-10 °C

Типы масел, рассчитанные на использование при плюсовой температуре

Масло с первым числом 30 может использоваться при температурах до 20-25 °C

Масло с первым числом 40 может использоваться при температурах до 35-40 °C

Масло с первым числом 50 может использоваться при температурах до 45-50 °C

Масло с первым числом 60 может использоваться при температурах до 50-55 °C

Синтетические моторные масла

Наименование Значение
Synthetically Fortified

Моторное масло с 30-процентным включением синтетических компонентов.

Synthetic Based
Synthetic Technology

Моторное масло, содержащее до 50 % синтетических компонентов.

Semi Synthetic

Моторное масло, выполненное с включением более 50 % синтетических компонентов

Наименование Значение
Fully Synthetic

Синтетическое моторное масло, содержание  синтетических компонентов в котором равно 100%.

Классификация масла по ACEA

Как правило, это единственное из буквенно-цифровых обозначений масла, в котором автолюбители хорошо ориентируются. Стандарт SAE разработан Society of Automotive Engineers – обществом автомобильных инженеров – и обозначает индекс вязкости масла. От значения вязкости зависит прочность масляной пленки, образующейся между трущимися элементами двигателя.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Если раньше по классу вязкости масла определялся и его тип (минеральное и пр.), то сегодня SAE устанавливает только диапазон вязкостно-температурных значений его применения. Согласно последней редакции классификации масел по параметру вязкости SAE J300, действующей с 1997 года, моторные масла разделяются на летние (SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60) и зимние классы (SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W).

Свойства масел по классификации SAE подтверждаются соответствующими испытаниями. По их итогам дается информация о  предельном значении температуры моторного масла, при котором возможно прокручивание двигателя с помощью стартера и прокачивание масла насосом при запуске холодного двигателя.

Так, при классе вязкости по SAE – 0W – проворачиваемость стартером возможна при -30 °С, а прокачиваемость насосом – при -35 °С. Если класс вязкости равен 5W – то предельные значения будут равны -25 °С и -30 °С. При классе вязкости 10W – температурные параметры будут -20 °С и -25 °С. При 15W – минус 15 °С и минус 20 °С. При 20W – минус 10 °С и минус 15 °С. При 25W – минус 5 °С и минус 10 °С.

Система API была разработана Американским Институтом Нефтепродуктов, чтобы классифицировать моторные масла, предназначенные для автомобилей определенного возраста и типа двигателя. 

  • S (Service) – бензиновые двигатели;
  • C (Commercial) – дизельные двигатели;
  • EC (Energy Conserving) — энергосберегающие масла. 

Каждая из категорий содержит группы масел, соответствующие определенным качественным показателям и году выпуска автомобиля. При этом каждой группе масла присваивается дополнительная латинская буква, помимо основной, по алфавиту. И чем она дальше от начала алфавита, тем лучше свойства масла.

  • SM – масла для бензиновых двигателей 2004 года выпуска и старше;
  • SL – масла для бензиновых двигателей 2001 года выпуска и старше;
  • SJ – масла для всех существующих бензиновых двигателей, выпущенных в 1996 году и позднее (заменяют масла предыдущих категорий, обладают максимальным уровнем эксплуатационных свойств);
  • SH – масла для бензиновых двигателей 1993 года и старше (условно действующая группа, дополнение к категориям API C (API CG-4/SH).

Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG сегодня признаны недействительными, потому что являются устаревшими, однако в некоторых странах масла данных групп все же выпускаются.

  • CJ-4 – масла для быстроходных четырёхтактных двигателей 2006 года выпуска и старше (по качеству превышают масла CI-4, CI-4 Plus, CH-4, CG-4, CF-4);
  • CI-4 – масла для быстроходных четырёхтактных двигателях 2002 года выпуска и старше;
  • CH-4 – масла для быстроходных четырёхтактных двигателей 1998 года выпуска и старше;
  • СG-4 – масла для двигателей быстроходной дизельной техники 1995 года выпуска и старше (заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий);
  • СF-4 – масла для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей как с турбонаддувом, так и без него, начиная с 1990 года выпуска;.
  • CF-2 – масла для двухтактных двигателей 1994 года выпуска и старше;
  • CF – масла для внедорожной техники, оснащенной двигателями с разделительным впрыском 1994 года выпуска и старше.

Моторные масла категорий API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II, API СЕ сегодня признаны недействительными, потому как являются устаревшими. Тем не менее, в некоторых странах они еще выпускаются. Универсальные масла, которые могут использоваться и в бензиновых, и в дизельных силовых агрегатах, обозначаются, например, API SJ/CF.

Масла, прошедшие тестовые испытания и получившие лицензию по API, маркируются специальной логограммой, по которой можно узнать необходимые важные сведения о свойствах конкретного продукта. В верхней части указано обозначение масла по API. В нижнем – является ли масло энергосберегающим.Энергосберегающие масла имеют знак ЕС (Energy Conserving) – он стоит после класса API.

Римские цифры, расположенные после букв ЕС, говорят об уровне экономии топлива (от 0,5 до 3 %). Как правило, энергосберегающее масло имеет также низкое значение вязкости – ее класс указывается в центральном круге логограммы. Если нет надписи «Energy Conserving» в нижней части логограммы или нет аббревиатуры EC в марке продукта, то это свидетельствует об отсутствии у масла энергосберегающих качеств.

Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом

Помимо SAE и API, действует и другая классификация – ACEA. Ассоциация европейских производителей автомобилей установила более жесткие требования классификации масел, действуя в соответствии с экологическими требованиями стран Евросоюза. ACEA разделяет смазочные материалы на классы и категории. Для обозначения классов используются латинские буквы А, В, С, Е, указывающие на то, в каких типах двигателя может применяться масло. Цифры, стоящие рядом с буквой, свидетельствуют о свойствах масла. Чем цифра больше, тем выше эксплуатационные качества продукта.

Согласно последней редакции ACEA 2004 года, буквами А/В маркируются масла, предназначенные для бензиновых и дизельных двигателей. В данную категорию масел входят все существовавшие до 2004 года классы А и В (А – для бензиновых, В – для дизельных двигателей). Сегодня в категории А/В существует 4 класса A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5. В настоящее время действует еще одна категория моторных масел – она обозначается буквой С (в редакции 2005 года).

Масла С, к которым относятся С1, С2, С3, С4, созданы специально для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих ужесточенным требованиям к экологичности выхлопных газов Euro-4. Данные масла совместимы с сажевыми фильтрами и катализаторами нейтрализации отработавших газов. Кстати, эти нововведения и стали причиной изменений в классификации ACEA.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В категорию Е входят масла, предназначенные для применения в нагруженных дизельных двигателях тяжелого транспорта. Данная категория существовала с момента введения классификации в действие (с 1995 года), а в 2004 году она претерпела лишь небольшие изменения. Сегодня масла в пределах данной категории делятся на классы Е4, Е6, Е7, Е9.

  • А1/В1 – масла, стойкие к деструкции. Применяются с увеличенным сроком замены в бензиновых и дизельных двигателях как легковых, так и легких грузовых автомобилей, разработанных с учетом использования маловязких масел при высокой скорости сдвига и высокой температуре.
  • А3/В3 – масла с высокими эксплуатационными свойствами, стойкие к деструкции. Предназначены для использования в высокофорсированных дизельных и бензиновых силовых агрегатах легковых и легких грузовых автомобилей, а также для применения с увеличенным сроком замены согласно рекомендациям производителей или для всесезонного применения маловязкого масла.
  • А3/В4 – масла, отличающиеся стойкостью к деструкции и высоким уровнем эксплуатационных свойств. Предназначены для высокофорсированных бензиновых и дизельных силовых агрегатов с непосредственным впрыском топлива.
  • А5/В5 – масла, стойкие к деструкции. Их назначение – применение с большим сроком замены в высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателях легких автомобилей, в которых допускается использование маловязких масел при высокой температуре и высокой скорости сдвига.
  • С1 – масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработавших газов. Предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легких автомобилей, в которых необходимо использовать маловязкие масла, снижающие трение, содержащие наименьшее количество серы и фосфора, а также отличающиеся малой сульфатной зольностью и динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с.
  • С2 –  масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработавших газов. Предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легких автомобилей, в которых необходимо использовать маловязкие масла, с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с.
  • С3 – масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработавших газов. Предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легких автомобилей, которые оборудованы сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, где требуется использование масел с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 3,5 мПа•с.
  • Е4 – масла, применяемые в дизелях, соответствующих требованиям  Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Используются в двигателях без сажевых фильтров и других силовых агрегатах согласно рекомендациям автопроизводителей.
  • Е6 – масла, применяемые в дизелях, соответствующих требованиям  Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Масла Е6 прямо рекомендованы для силовых агрегатов, оснащенных сажевыми фильтрами и работающих на малосернистом дизельном топливе. Актуальны для двигателей с системой рециркуляции отработанных газов, с сажевыми фильтрами или без них, а также для силовых агрегатов, оснащенных системой избирательного каталитического восстановления.
  • Е7 – масла, используемые в высокооборотных дизелях, соответствующих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться в двигателях без сажевых фильтров, а также в некоторых силовых агрегатах, оснащенных системами рециркуляции отработанных газов и избирательного каталитического восстановления.
  • Е9 – масла, используемые в высокооборотных дизелях, соответствующих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться в двигателях с сажевыми фильтрами и без них, а также в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции отработанных газов и избирательного каталитического восстановления. Масла Е9 прямо рекомендованы для силовых агрегатов, оснащенных сажевыми фильтрами и работающих на малосернистом дизельном топливе.

Можно ли ездить на «зимнем» моторном масле с литерой «W» летом?

По сути, разделение масел на «зимние» и «летние» сейчас стерлось. Да, производители выпускают виды смазок, рассчитанные на летнее или зимнее использование, по градации температур (вновь смотрим на таблицы выше), но они рассчитаны на максимально высокие или низкие температуры.

К примеру, живет человек в Дубае, где средняя температура летом – плюс 32 градуса. Зачем ему покупать зимнее жидкое масло, если двигатель автомобиля и так будет прогрет до 25 градусов, даже если не будет заведен? Гораздо дольше прослужит и лучше будет защищать критичные точки соприкосновения в двигателе более густой летний вариант.

Возьмем Москву. У нас средняя температура в летний сезон за последние 10 лет не поднималась выше 17 градусов Цельсия. Зимой средняя температура не перешагивала ниже 6 градусов ниже нуля. В наших погодных условиях во всей средней полосе России, судя по информации с форумов, автовладельцы обычно льют масло 5-30 (от -30-25 до 20-25) или 5-40 (от -30-25 до 35-40) круглый год и не прогадывают.

Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом

Но если вы живете на севере страны или, наоборот, на юге, посмотрите на среднюю температуру в вашем регионе, скажем, через Википедию и при подборе масла отталкивайтесь от этих показателей, используя таблицу, приведенную выше в этой статье.

Если все еще есть сомнения, обратитесь к квалифицированным специалистам на СТО, они подскажут, какое масло подобрать.

Допуски производителей

Допуски автопроизводителей к применению моторного масла в определенных типах двигателя выдаются на конкретный продукт после проведения ряда испытаний. Данный процесс достаточно длительный и дорогостоящий для изготовителя смазочных материалов – все издержки по получению допусков включаются в себестоимость продукта, что способствует удорожанию масла.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Тем не менее, выгода для покупателя очевидна: покупая масло с отметкой о допуске применения продукта в двигателе конкретного автомобиля, автовладелец может быть уверен: качество товара соответствует требованиям автопроизводителя. Кроме того, масла, получившие соответствующие допуски, имеют, как правило, увеличенные сроки замены, а это ведет к значительной экономии.

Страна-изготовитель масла

На этикетке моторного масла не всегда можно найти информацию о производителе. В этом случае необходимо изучить штрих-код.Иногда код, указанный на этикетке, не соответствует стране-производителю. Одной из причин может быть то, что фирма зарегистрирована не в своей стране, а там, куда осуществляется экспорт продукции.

Еще по теме  Чистка этих отверстий предотвратит коррозию кузова
Оцените статью
Авторейтинг
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.