Как проверить рулевой наконечник и заменить деталь своими руками

Ремонт

Классификация

Существуют два типа рулевых элементов: обслуживаемые и необслуживаемые. Различие между этими деталями состоит в наличии на опорной крышке особого отверстия для заливки масла. Оно позволяет периодически добавлять смазочные материалы в узел для увеличения срока службы. Необслуживаемый вид наконечника утилизируется после того, как смазка закончилась.

Также наконечники бывают разборные и неразборные. У первого вида снизу крышки есть резьба, которая позволяет произвести замену шарнирного механизма или резинового вкладыша. Сейчас таких запчастей мало, так как они не отличаются безопасность. Если элемент сломался, то нужно посмотреть наличие резьбы на крышке или найти стопорное кольцо. Если этого нет, то деталь подлежит полной замене без возможности ремонта.

Причины износа рулевых наконечников

Основная нагрузка на палец с пластиковым вкладышем создается со стороны рейки: именно она воздействует на поворотный кулак. От колеса также идут свои «неприятности» в виде вибрации и ударов из-за неровной дороги. Первый случай предполагает перпендикулярное усилие на ось пальца, что вызывает изломные деформации.

Во втором варианте силы «стараются» вырвать палец из места его расположения. Есть и еще один вид воздействия: трение, образующееся внутри узла при повороте колеса. Т. к. шаровой палец плотно сидит в проушине благодаря завинченной гайке, он, крутится внутри пластмассовой втулки, трясь о ее стенки. В результате:

  • постепенно вкладыш стирается, получается зазор, из-за которого слышен стук, усиливающийся при езде по неровной поверхности;
  • износ втулки вызывает разбалтывание шарового пальца, т. к. он прижимается пружиной снизу;
  • если люфт «автоматически» не удаляется, палец свободно перемещается во втулке и слышен стук.

Важный момент: преждевременный износ наконечников можно предотвратить, если следить за состоянием пыльников и вовремя их менять, заметив даже небольшие повреждения и не дожидаясь полного разрушения чехла.

В машинах с двухрычажной подвеской тяга закреплена низко, совсем близко к дорожной поверхности. Поэтому возможна поломка детали из-за удара о какое-либо препятствие. Стука может и не быть. О том как проверить рулевые наконечники по другим признакам, описывается далее.

Еще по теме  Дорого и сложно: что ломается в рулевых рейках с ГУР, и как их ремонтируют

Диагностика

Каждый водитель должен внимательно следить за состоянием автотранспортного средства, возникновением посторонних звуков при работе машины и наличием люфта.

Если у автовладельца есть базовые знания о строении автомобиля, то ему не составит труда повести осмотр самостоятельно. Самая сложная часть диагностики – получить свободный доступ к узлу. Для этого можно использовать специальную смотровую яму или автомобильную эстакаду. Дальше проводится визуальный осмотр, не требующий специальных приспособлений.

У автомобиля есть левый и правый наконечник. Рулевая тяга КАМАЗ 65115 закрепляет один из них, а второй ведет к поворотному кулаку. Для определения люфта у рулевого узла необходимо на ровной поверхности сделать ряд поворотов вправо и влево при незначительной рулевой амплитуде. Если появится резкий звук, похожий на стук, то это является сигналом для профессиональной диагностики. Причина этого звука – зазор в конструктивных частях. Звук появляется в момент поворота руля или при передвижении по неровной дороге.

Симптомы

При игнорировании неисправности рулевой тяги при первом же сильном ударе о препятствие или попадании в яму палец просто вырывает из гнезда. В итоге машина становится неуправляемой, т. к. колесо перестает подчиняться воздействию рулевого механизма. Как проверить наконечники? Нужно присмотреться и прислушаться к симптомам:

  • появление частых глухих звуков на поворотах и при езде по ухабам;
  • прослушивание стука с одной стороны (такое бывает чаще, чем с двух сразу);
  • при вхождении в поворот, особенно на скорости может ощущаться постукивание в руле;
  • при сильном износе при управлении автомобилем приходиться испытывать сложности: колеса не «хотят» ехать по прямой;
  • появляется ощутимый люфт рулевого колеса.

Важный момент: все вышеперечисленные признаки неисправности рулевых наконечников могут свидетельствовать о том, что налицо изнашивание маятника либо подшипника сошки. Поэтому сначала следует тщательно проверить состояние наконечников.

Особенности эксплуатации наконечников

Все автомобильные детали должны быть качественными. Только в таком случае автотранспортное средство прослужит долго. Во время активной эксплуатации автомобиля наконечники испытывают колоссальные нагрузки с разных сторон узлового соединения. Одна из распространенных причин неисправностей – нарушение целостности пыльника и наличие грязи в свободном пространстве шарнирных соединений.

Еще по теме  Подвеска и рулевое управление

Сам пыльник может изготавливаться из морозостойкой резины (в таком случае он будет эластичным) или из особых полимерных материалов. Если появились признаки, свидетельствующие о нарушении конструкции, то следует немедленно его заменить.

Как проверить рулевые наконечники в условиях гаража

Как проверить рулевой наконечник и заменить деталь своими руками

Проверку (пусть и профилактическую) износа рулевого наконечника рекомендуется проводить после 40 тыс. км пробега (все зависит от условий эксплуатации). Для выполнения процедуры нужна смотровая яма. Пошаговые действия:

  • загоните авто строго по центру ямы, чтобы доставать до шарниров;
  • под задние колеса поставьте упоры;
  • возьмите тягу как можно ближе к наконечнику и покачайте шарнир сверху вниз, до момента ощущения люфта;
  • поворачивайте тягу вокруг свой оси: если она крутится легко, наконечник нужно менять.

Для проверки состояния пыльников достаточно максимально круто вывернуть колесо, поставив автомобиль на домкрат. О прорыве, если он не определяется визуально, можно судить по выдавливаемой изнутри смазке. Для замены пыльника достаточно с помощью специального съемника освободить наконечник, вынув его из проушины, предварительно расшплинтовав гайку и открутив ее.

Осмотр конструкции

Признаки неисправности рулевых наконечников бывают достаточно явными, но иногда их заметить непросто, особенно человеку, мало знакомому с устройством автомобиля. При осмотре рулевого механизма важно определить правильность геометрии элемента. На поверхности не должно быть никаких механических повреждений, которые препятствуют движению шарового пальца.

Далее важно уделить особе внимание герметичности резиновых уплотнителей, которые предотвращают попадание в полость конструкции влаги, пыли, паров, конденсата и различных жидкостей. Если на уплотнителях есть трещины, то это свидетельствует о сильном загрязнении конструктивных элементов. Результат – отсутствие смазки в узле, что снижает безопасность вождения автомобиля.

Если в рулевом механизме 4310 3400020 03 обнаружен люфт, то наконечники следует заменить. Это один из тех элементов, которые считаются расходными.

Замена детали

Часто автовладельцы при выявлении неисправных деталей принимают решение сдать автотранспортное средство на станцию технического обслуживания и заказать ремонт. Однако такая процедура будет значительно более затратной по сравнению с самостоятельным ремонтом, где расходы ограничены приобретением запчастей.

После проведения ремонтных работ важно отрегулировать колеса, так как влияние рулевого узла существенно влияет на сход-развал автомобиля. Самостоятельная замена запчастей состоит из следующих этапов:

  • приподнять одну сторону авто, используя домкрат и демонтировать колесо, чей наконечник неисправен;
  • механическим способом очистить место соединения наконечника и поворотного кулака. Для облегчения замены запчастей стоит воспользоваться смачиванием соединения тормозной жидкостью или другими растворителями;
  • убрать шплинт, который закрепляет резьбовое соединение, с помощью обычных плоскогубцев;
  • ослабить гайку и демонтировать палец из посадочного места в кулаке. Процесс осуществить при помощи особого съемника, однако если он отсутствует, то подойдет молоток и стальной ломик;
  • открутить болт, крепящий искомый наконечник при помощи гаечного ключа;
  • выкрутить наконечник и убрать его. Перед демонтажом элемента важно измерить расстояние между сгоном и средней частью конструкции;
  • установить исправную запчасть на место извлеченной;
  • повторить все этапы в обратном порядке;
  • установить автомобильное колесо на место и снять с домкрата;
  • провести аналогичные манипуляции со вторым наконечником;
  • выполнить настройку схода-развала колес.
Еще по теме  Что делать, если залил плохой бензин водителю авто

Она не составляет особого труда: всю необходимую информацию по выполнению этой операции для конкретной марки машины можно отыскать в видео в интернете. Из инструментов будет нужен специальный съемник, который можно попросить на время у знакомого автослесаря. Единственный нюанс – необходимость установки схождения колес. Тут уж придется обратиться в техцентр.

Запчасти для рулевого устройства

К внешним признакам неисправности машины относится то, что в автомобиле КАМАЗ руль получает отдачу, которая особенно ощущается в виде некого биения во время движения транспортного средства. Такая ситуация отмечается в случаях полного износа, что требует незамедлительной переустановки детали. Данный дефект характерен не только для поломки наконечников, но и для прочих составных рулевой тяги, поэтому проверить надо всю конструкцию полностью.

Купить запчасти не составит труда. Однако важно понимать, что приобретать все детали и комплектующие к ним необходимо у проверенных производителей. Изготовление запчасти на заводе дает гарантию применения современных технологий и производства конструкций из сплавов, выдерживающих требуемые нагрузки.

Дата публикации:15.02.2019

Оцените статью
Авторейтинг
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.